Уже первые 10 минут фильма заставляют тебя засунуть свой снобизм куда подальше и насладиться едва ли не лучшим кинозрелищем прошлого года. А в этот момент клоун с мачете под руководством талантливого кукловода Алекса де ла Иглесиа устраивает кровавое месиво.
Фильм «Печальная баллада для трубы», как и любой китч, может рассматриваться прямолинейно и метафорически. Первый подход гарантирует почти двухчасовое зрелище «шоу-уродов», где традиционные персонажи становятся все страшнее, полосуя друг друга колюще-режущими предметами. Второе «смотрение» принесет куда больше эстетического удовольствия: перед зрителем предстает развернутая метафора Испании последних лет правления Франко и последствия этой диктатуры для страны. Ну и третье, совсем синефильское смотрение предполагает прочтение многочисленных культурных и кинематографических кодов и подтекстов.
Действие пролога датировано 1937 годом, когда в цирк врываются республиканцы и призывает к срочной мобилизации. Рыжий клоун с перепуга уложил половину армии противников, но в итоге оказался схвачен. Узнав, что война проиграна, он завещает своему сыну Хавьеру роль Белого грустного клоуна, который может обрести счастье, лишь отомстив. Затем, уже в 1973 году, тучный очкастый Хавьер приходит на работу в цирк, где становится мишенью для издевательств и угнетений со стороны Рыжего клоуна.
Экранная буффонада разворачивается из частной истории в глобальную – историю испанского народа, находившегося под жестким диктатом Франко. А всем из уроков истории известно, что в таких условиях рождается более страшное явление. И вот уже неясно, в каких условиях Испания выживет: в тисках диктатуры или разрываемая террористическими группами в составе выживших из ума, затаивших злобу моральных уродов.
К слову, Испания в картине представлена в облике прекрасной гимнастки, которую регулярно «имеет» авторитарная фигура Рыжего клоуна, но которая так привыкла к этому за многие годы, что отказывается бежать с влюбленным в нее Хавьером.
Алекс де ла Иглесиа всего-то показывает войну между республиканцами и франкистами, но воздерживаясь от оценок и реверансов в ту или иную сторону. Оба лагеря показаны одинаково выжившими из ума мочилами. Конечно, сперва сочувствие зрителя на стороне грустного клоуна. Оно и понятно: Хавьера мутузят все, кому не лень, поливают грязью и унижают. Даже великолепная гимнастка, к которой питает чувства герой, почти со звериной страстью отдается Рыжему клоуну-садисту. Только вот ощущение сопереживания резко проходит, как только Белый клоун кромсает лицо своему рыжему напарнику.
Персонажи де ла Иглесиа – это не просто аллюции на «Уродцев» Тода Броунинга. Режиссер не цитирует шедевры мирового кино, а ведет с ними диалог, полемизирует. Так если на экране Франкенштейн, то он не просто гоняется со стволом за своим создателем, а вступает с ним в смертельную схватку, так виртуозно снятую режиссером под занавес.
И тогда зритель сотрет с лица всю экранную кровищу и подумает о вечном.
***
- Вечно вы клоуны – сплошные идиоты и конченные придурки. Если бы ты занимался достойным делом, у тебя было бы хоть немного мозгов, и ты бы не выглядел как последнее дерьмо, - как-то так небрежно процитирую я напоследок героя полицейского.
Автор сценария, режиссер Алекс де ла Иглесия
Оператор Кико Де Ла Рика
Композитор Роке Баньос
В ролях: Карлос Аресес, Антонио Де Ла Торре, Каролина Банг, Санчо Грация, Хуан Луис Гальярдо
Tornasol Films, Castafiore Films, La Fabrique 2
Испания — Франция - 2020
Кому смотреть: любителям китча и тарантиновского кино.
Жанр: гротескная трагедия
В фильме очень много построенных 3D моделей и графики, которая может не очень понравится зрителю, но она выглядит поистине изумительно. При строительстве и моделировании отдельных зданий использовались самые последние разработки, о которых вы можете прочитать тут: http://3dvision.su/3d-modelirovanie/kvartiry-i-zdanij/. Большинство интереьров и зданий сделаны, как натуральные, так как перед тем, как их смоделировать строились уменьшенные копии, которые помогали в несколько раз лучше видеть детализацию объектов.
/* ?>*/ ?>