Фоторепортажи





   Фоторепортажи    Новостной календарь    Хостинг картинок    Статьи    Реклама

Следуете ли Вы журналистской этике?

Автор: Каминискас Евгения

21.07.2008

Просмотров: 1121


Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это кодекс принципов, которых должен придерживаться либо стыдиться, что не придерживается, все работники прессы. Для прочих - в основном, для тех, кто работает в более грубых жизненных условиях, этика - проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем могут дискутировать профессора от журналистики. 


При определении этики и при решении вопроса, следуете ли вы ей или нет, ключевыми факторами являются: зарплата, конкуренция и культура в вашей газете. Первый фактор - очевидный. А конкуренция между журналистами, бесспорно, подталкивает некоторых из них на поступки, которых они не совершили бы при других обстоятельствах. И когда доходит до этого, если подходить к этике как к вопросу морали, - вы, как журналист, можете быть моральны лишь настолько, насколько вам позволяет ваша газета и ее культура.

Поэтому следует толковать этику не как свод неких заповедей, а как принципы, которые помогут журналисту без опаски заниматься своим делом.

Новая этика - не призыв к журналистскому целомудрию, не пропаганда добродетелей ради добродетелей. Это конкретные советы, основанные на мнении, что честность, прямота и избежание конфликтов - лучшие способы делать эту работу. 

1.ЖУРНАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ТОЛЬКО СВОЕЙ ГАЗЕТЕ И СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ

 Журналист не должен быть верен никому и ничему, кроме газеты и читателей. Никакой политической партии, источнику, коммерческому и любому другому интересу, сколько бы они того ни заслуживали.

2.РАБОТА НАД КАЖДОЙ СТАТЬЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ПОИСКОМ ПРАВДЫ

Основное, не подлежащее обсуждению правило репортера: каждая статья должна быть непредвзятой попыткой выяснить, что произошло на самом деле, и попытка эта продиктована решимостью напечатать эту правду, как бы ни расходилась она с нашими собственными мнениями.  Заранее созданным теориям нет места журналистике. 

ПРИМЕР: В самой популярной ежедневной газете Британи "The Sun" тогдашний редактор, по причинам, ведомым лишь ему, решил, что СПИД - болезнь одних наркоманов и гомосексуалистов. В поддержку этой точки зрения несколько раз были намеренно неверно истолкованы правительственные статистические данные.

Самым вопиющим эпизодом стала публикация статьи под заголовком "Нормальный секс не принесет вам СПИД - официальное заключение". В статье, помимо прочего, говорилось, что вероятность заразиться СПИДом при занятиях гетеросексуальным сексом была "статистически ничтожна". Все остальное - гомосексуальная пропаганда".

3. НЕЛЬЗЯ ПОДДАВАТЬСЯ НИ НА КАКИЕ УГОВОРЫ НАПЕЧАТАТЬ ЧТО-НИБУДЬ

Это относится не только к взяткам или подаркам, но и обещаниям отдать предпочтение по тому или иному поводу. Уговоры включают два особенно важных момента. Первый - скрытая реклама (на сленге “джинса”), когда журналист или газета получают деньги за рекламный материал о фирмах или о людях и материал этот появляется на страницах газеты под видом обычной статьи. Такая тактика губительна и опасна и по ряду других соображений.

Во-первых, она нарушает главный контракт - с читателем. Подобные статьи внешне производят впечатление нормальных редакционных материалов, однако на самом деле они были напечатаны лишь потому, что некая сумма денег перешла из одних рук в другие.

Во-вторых, такой обман мало-помалу подорвет доверие к газете и веру в то, что она честно ищет правду, а такая вера должна всегда существовать у читателей.

В-третьих, скрытая реклама лишает газету законной, столь необходимой ей официальной рекламы.

В-четвертых, это столь широко распространенная практика заставляет многих редакторов подозревать, что их сотрудники получили взятку, чтобы написать про какую-нибудь компанию, в то время как статья может быть абсолютно честной и законной.

4. ЖУРНАЛИСТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОЗВОЛЯТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ ВЛИЯТЬ, ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО, НА СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ.

Вполне обычное явление, особенно в небольших, провинциальных или не слишком прибыльных газетах - когда рекламодатель использует свою коммерческую мощь, чтобы надавить на газету. Этому давлению никогда нельзя уступать. Обычно оно исходит от рекламного отдела, сотрудники которого сообщают редактору: у газеты есть такой-то ценный клиент, немало заплативший за рекламу, и было бы неплохо, если бы появилась "хорошая статья о нем".

Уступки рекламодателям таят в себе ту опасность, что содержание вашей газеты перестанет зависеть от вашего собственного решения. Вы также скоро уясните себе: того, в чем вы уступили одному рекламодателю, скоро потребуют многие.

5. НЕ НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СТАТЬИ ДЛЯ ВИЗИРОВАНИЯ, ОДОБРЕНИЯ ИЛИ ЗАПРЕТА КОМУ-ЛИБО ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕДАКЦИИ.

Показывать герою материала готовую статью до публикации - обычная практика во многих газетах. Мотивирует ее там, что она дает возможность исправить все фактические неточности и тем самым спасти журналиста от ошибки. Но, естественно, уберегать журналиста от ошибки - забота не тех, о ком они пишут, а самих журналистов. Когда вы показываете кому-то свою будущую публикацию, человек неизбежно решит, что текст дан ему для одобрения, следовательно, для возможного исправления.

Очень часто источник или интервьюируемый могут сказать журналисту нечто, о чем позже жалеют. Немного толку в журналисте, который своими расспросами добывает информацию, которую позже собеседник берет обратно. Когда вы даете кому-либо, не имеющему отношения к газете, взглянуть на статью до публикации, это не только является приглашением заняться цензурой или оказать нажим на журналиста, чтобы тот изменил его отчет о событиях.

6. ЦИТИРУЙТЕ ВСЕГДА ТОЧНО

Это крайне важно, поскольку даже малейшая вольность с вашей стороны может изменить акцентировку и смысл. Обычно оправдание таково: "Именно это он и имел в виду?" положим, да, но откуда вам это знать? Если ваш источник говорил нескладно, передайте его слова прямой речью.

Существуют и другой рискованный метод работы с цитатами, который заключается в том, что иные репортеры задают собеседнику вопрос-утверждение, получают в ответ "да" или кивок, после чего вставляют свой вопрос в прямую речь, выдавая его за слова собеседника.

Выдумывание цитат - такой же опрометчивый шаг, как и прикосновение мокрой рукой к электрической розетке. Но иные репортеры, по-видимому, полагают, что, работая над материалом, они имеют право на его "оживляж" - несколько слов от "человека с улицы". Нечестность - далеко не самый большой грех здесь. Во-первых, ни у одного репортера воображение не сравнивается с забавным, почти всегда комическим голосом улицы. Во-вторых, репортеры, специализирующиеся на "услышал в метро" и тому подобное - все как один глухи к нормальной человеческой речи.

7. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УГРОЗ ИЛИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИВИЛЕГИЙ

Всякий журналист обладает властью. Ею никогда не следует злоупотреблять - будь то в работе над статьей или в повседневной жизни. Вести личные споры, намекая при этом на возможность публичного разоблачения собеседника, на свои связи в верхах и тому подобное, - ни что иное, как запугивание, причем рискованное.

8. НЕ ОБЕЩАЙТЕ "СНЯТЬ" СТАТЬЮ В ОБМЕН НА ДРУЖБУ ИЛИ УСЛУГИ

Порой бывает, что кто-нибудь просит вас "забыть" статью или часть ее в обмен на некоторую сумму денег или на услугу. Ни в коем случае не стоит уступать этим требованиям - по тем же причинам, по каким не следует печатать материалы в обмен на услуги. Когда речь идет о друзьях, отказ можно сделать в более мягкой форме, но столь же быстро и решительно.

9. НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ЛЮДЕЙ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ НИХ ИНФОРМАЦИИ

Репортер должен всегда честно представляться журналистом. Хитростью добывать у людей информацию, выдавая себя за другого, - не только нечестно, но и опасно. Вам на собственном опыте предстоит узнать: люди говорят куда свободнее, если не знают, что вы журналист. Узнав, кто вы, они станут бдительны и начнут выбирать, что вам сказать. С этого момента им придется взять на себя определенную ответственность за качество и точность своих слов.

10. НЕ ПРИДУМЫВАЙТЕ И НЕ УЛУЧШАЙТЕ СВОЮ ИНФОРМАЦИЮ

Придумывать информацию - занятие, бесспорно, неверное и опасное. Но точно так же опасна даже малейшая фальсификация фактов, приукрашивание правды или временная забывчивость по отношению к каким-то деталям, не стыкующимся с основной направленностью статьи. В равной степени это касается и нечестных фотографов, на снимках которых  события или ситуация просто разыграны таким образом, чтобы инсценировать нечто, якобы бывшее на самом деле.

Ряд фоторепортеров в Западной Европе прославились тем, что возили с собой кое-какой "реквизит", дабы использовать его при съемке. Это хорошо известная уловка заключалась в том, чтобы, к примеру, всегда иметь под рукой детский ботиночек или плюшевого медвежонка: если репортер снимал железнодорожную или автокатастрофу, он клал этот "реквизит" среди обломков, чтобы снимок выглядел "душераздирающим". В настоящее время такие снимки стали избитым приемом.

11. НИКОГДА НЕ РАСКРЫВАЙТЕ СВОИ ИСТОЧНИКИ

Массу информации журналисты получают при условии, что имя сообщившего никогда не станет известно. Хранить в тайне имена своих источников очень важно.Раскрыть источник - значить, нарушить обещание, а после этого мало кто рискнет снабдить журналистов сведениями.

12. ВСЕГДА ИСПРАВЛЯЙТЕ СВОИ ОШИБКИ

Журналистика - первый набросок истории, которая зачастую создается в чрезвычайном режиме, без доступа ко всем возможным источникам и на скорую руку. Поэтому неудивительно, что так часты ошибки. Газетам следует исправлять эти ошибки как можно скорее без недомолвок. Это честный поступок - читатели будут лучше информированы, будут благодарны вам за это, оценят вашу искренность.

13. ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ ЛИЧНУЮ ВЫГОДУ ОТ СВОИХ СТАТЕЙ

Вы скомпрометируете себя, если примите услуги от тех, о ком пишете, или извлечете личную выгоду из написания статьи.

Вопросы, затронутые выше, вряд ли вызовут разночтения. Однако в журналистской практике существует множество спорных моментов. Для них нелегко разработать и использовать четкие и надежные правила. Вопрос, к которому нельзя подходить догматически, - частная жизнь.

Существует огромная разница между общественным интересом и тем, что может заинтересовать общественность, будучи подано как сенсация. У журналистов должны быть очень сильные мотивы для того, чтобы вторгаться в чью-то личную жизнь, и они должны ясно представлять себе последствия такой публикации. Когда человек становится общественно значимой фигурой, мы вправе считать, что он поступился большей частью своих прав на частную жизнь.

Разумное, безопасное и верное правило в этом случае такое: раз этот человек общественно значимая фигура, то вторжение в его частную жизнь должно быть законным образом оправдано общественным интересом, а не просто любопытством публики.

Источник: www.youngmedia.freenet.kz



Оцените статью


стиль 0 актуальность 0
форма подачи 0 грамотность 0
фактура 0
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью