Фоторепортажи





   Фоторепортажи    Новостной календарь    Хостинг картинок    Статьи    Реклама

Зависть - двигатель прогресса!?

Автор: домейко елена

26.03.2012

Просмотров: 517


      Хочу пригласить читателей к обсуждению такого понятия, как ЗАВИСТЬ, с которым мы все сталкивались в своей жизни в той или иной степени...


      Лично мне (или точнее по отношению ко мне) сие чувство отдельных окружающих людей доставляло - некоторые неудобства, если мягко сказать.

      То же, наверное, испытывали и вы!

      Так что же это такое?

 

      Древнееврейский язык (лошен кодеш - святой язык) - первый язык в мире. На нем говорил сам  Создатель с Адамом и Евой (Хавой) - первыми людьми на земле. На этом языке Адам называл все предметы, вещи и дал имена всему живому на земле, исходя из корня понятий, которые на иврите в значении букв и отличаются от всех других языков. Именно поэтому любой перевод - очень приблизителен.

      Учить Тору, данную Богом, верно можно только на первом языке оригинала. Многие переводы Библии иногда просто теряют прямой смысл из-за переводов. Переводить дословно с иврита - невозможно. На этом языке после Потопа говорил и Ной (Ноах) и его три сына: Шем (Сим), Яфет и Хам.  На нем продолжали говорить и все их потомки пока Всевышний не смешал (разделил на 70 языков) при попытке постройки Вавилонской башни. Именно поэтому во всех языках сохранились корни первого на земле языка. Исследователи уже обнаружили более 800 корней в русском языке, а это - только начало.

      Это вступление не для прославления древнееврейского языка, который отлично знали все интеллигенты и России, и Европы, как и все священнослужители христианства во всех его разветвлениях (изучали в гимназиях, читали, писали, говорили). Мне бы хотелось немного посмотреть в корень слова ЗАВИСТЬ.

     *** Зав - на иврите - истекающий гноем, или кровяными выделениями. Завом мог быть и мужчина, и женщина. Это очень сильная нечистота, которая передавалась и через предметы, к которым зав прикасался, сидел или лежал на них. Более того, нечисть  (ритуальная нечистота) передавалась через все слои сидения или подстилок.  Исть - есть, на иврите есть - ешь. Итак, по этой версии зависть - истекающий есть.  Истекающий  самыми отрицательными чувствами (злобой, ненавистью), страстями. На иврите зависть - кинА. Думается, что имя Каин происходит от того же корня, позавидовавший  Эвелю,  когда Творец принял жертву Эвеля (отборных овечек), не приняв жертвы Каина (отбросы, льняные зерна). Зависть привела к уничтожению четверти всего  тогдашнего  населения земли. Также на иврите звучит и слово "вошь" - кинА.  Итак, с какой стороны не подойдешь, а зависть звучит неблагозвучно.

      С точки зрения психологии, умные люди толкуют так:

      "Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена."

      "Зависть чаще всего понимается как неприязненное враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица ("Словарь по этике", 1983 ).

      Такое понимание зависти как враждебной, "черной", идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: "Кто  не  надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию". 

      О том же писал и Р. Декарт: "Нет ни одного порока, который бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других".

      Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё : успехи, заслуги, расположение других людей, богатство - безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, всё-таки она порок и вместе с тем - несчастье: "Зависть показывает насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению - как сильно они скучают". Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

      Но, я хочу возразить уважаемым философам и привести положительный пример зависти.  Пример из собственной жизни...

 

      Случилось так, что Научно-техническая революция в нашем СССР в семидесятые годы прошлого столетия сделала свой шаг вперед, и нас 6 человек молодых специалистов ( после окончания техникума) направили в Минск на одно из объединений промышленности. Так сказать -  "молодая кровь" в коллектив.

      Действительно, так оно и было - все остальные в нашем коллективе  были  ровесники нашим родителям. К   советам мы,  конечно же, прислушивались, а их интересовали наши планы на будущее.  Нам все ставили в пример комсомольского секретаря Валю К.: девушка скромная, грамотная, учится в Московском профильном институте, занимает должность ведущего инженера в плановом отделе, и вообще... старательная, далеко пойдет!

      Во мне всегда бушевал дух противоречия... Когда в очередной раз наши наставницы заговорили о Вале К., то я запальчиво бросила фразу: "Да что там ваш "ликбез", туда любой может поступить, вот Университет! - это престижно,  как- никак  кузница кадров.

      В ответ услышала: "Ишь, какая шустрая, а ты попробуй сначала "ликбез", как ты выразилась, одолеть..."  Деваться было некуда, и я  пошла  сдавать экзамены в "ликбез". Так, вроде бы на спор, и поступила. Так как я считала, что он мне "сто лет не нужен", пришлось заканчивать его экстерном, но это уже другая история. А рассказала я это к тому, что легко поступив, я  вызвала  среди  сверстников зависть и им тоже захотелось учиться. Так вот, к концу  восьмидесятых  из нашего коллектива получили дипломы об окончании "ликбеза" уже человек 10-15.  Грамотные специалисты всегда нужны.

    В словаре "Психология" зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ ( материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств ) воспринимаются  субъектом  как угроза ценности собственного "Я" и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

     "Черная зависть" с моей  точки зрения является негативной эмоцией. Однако,  как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее проявления. Когда зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т.е. чувством.

     Наряду  с  пониманием зависти  как  неприязненного чувства,  враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход,  когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трёх уровнях:  на уровне сознания -- осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания -- чувство досады, раздражения и злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения -- разрушение, устранение предмета зависти.

      В соответствии с этим  профессор К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом

1) социальное сравнение ("... В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти".-- писал Ф. Бэкон )

2) восприятие субъектом чьего-либо превосходства,

3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу.

4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит.

5) желание или причинение ему вреда.

6) желание или реальное лишение его предмета превосходства.

       Но это в теории, а что на практике.

 

    Ошо  рассказывает великолепную притчу. Один самурай, очень высокомерный воин, пришел однажды к Мастеру дзэн. Самурай был очень знатен, но,  взглянув на Мастера, увидев красоту Мастера, прелесть момента, вдруг почувствовал себя каким-то ничтожным. Он сказал Мастеру: " Почему я чувствую своё ничтожество?  Миг назад все было хорошо. Как только я вошел на твой двор, я пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?"

 

Мастер сказал: « Погоди.  Я отвечу, когда все уйдут».

 

Люди приходили посетить Мастера весь день, и самураю надоело ждать. Вечером, когда комната была пуста, самурай спросил: « Теперь ты можешь ответить мне?». « Выйди». Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом. Мастер сказал: « Посмотри на эти деревья, на это высокое до неба и это маленькое рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: "Почему я чувствую унижение перед тобой?"  «Это дерево малое, а то большое, почему я никогда не слышал их ропота? Самурай задумался и ответил: « Потому что они не могут сравнивать». « Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ. Восхищайся людьми, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь учиться у них. Люби людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь стать самим собой. Благодари  людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты почувствуешь облегчение и станешь  океаном. Благодари их за то, что они показывают тебе как лучше можно сделать то, что ты делаешь. Через них жизнь дает тебе понять, что ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас. Благодари жизнь за этот урок, и тогда жизнь ответит тебе подарком, и этот подарок поднимет тебя на новую высоту в своем развитии. Перестань сравнивать себя с другими, и ты станешь самим собой. Помните:  вы нужны ! Никто не выше, и никто не ниже, никто не превосходящий и никто не подчиненный. КАЖДЫЙ К МЕСТУ».

" Ты зависть не заставишь примириться. Так можешь всласть над нею поглумиться. Успех твой отравляет ей житье, Потешься же над муками её " --- Артур Шопенгауэр.

 Согласна  с  философом только в первой части. А если зависть агрессивна?

"Тяжела ты, папка компромата!" -  Евгений Кащеев. 

    Может вот это?

Когда  закончила  университет  после вручения диплома,  мне "кто-то" подарил папку с "компроматом" на меня / за время учебы /...

Да и не папка, а просто скоросшиватель с листками.

    Первая моя реакция была - удивление, потом - гнев, который сменился досадой, что я раньше этого не знала, а потом на меня напало какое-то дикое веселье ...

    Вот уж, поистине, верно говорят: "Там, где комар - носа не подточит, завистник - щель в кулак толщиной заметит" (Юрий Татаркин)

    Папку я эту сожгла, а зря, наверное, - кое-что сейчас бы процитировала. Там были интересные фантазии кое у кого - журналисты все же!

    "С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь  завистливых  была счастливее и полнее". ( Бертран Рассел)

  Мне позвонила подруга - воспитатель в детском саду. Рассказывает: « У нас сейчас тихий час, так мы в кабинете заведующей, прочитали твою новую тему. Вот, что решили -  зависть - это плохо! А как с ней бороться?   Использовать  как мотивацию. То есть,  иногда у нас нет силы воли, скажем, сесть на диету. Глядя на стройную подругу, в нас появляется зависть. Хочется быть похожей на нее. Так почему бы не использовать это чувство зависти для того, чтобы,  наконец, самой заняться своей фигурой?»

    Я привела  самый простой пример. Вывод - зависть в умеренных количествах является двигателем человека.

Зависть - сестра соревнования, следственно из хорошего роду. (А.С.Пушкин)

Вот, и Пушкин со мной согласен, а, может, я с ним?!

Зависть двулика (как Янус): черная зависть -- стимул к разрушению, белая -- стимул к созиданию.

 

О первой мы помним, о второй – забываем.



Оцените статью


стиль 1 актуальность 1
форма подачи 1 грамотность 1
фактура 1
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью