Фоторепортажи





   Фоторепортажи    Новостной календарь    Хостинг картинок    Статьи    Реклама

Журналистика on-line

Автор: Воропаев Артем

01.07.2009

Просмотров: 1711


"Каждый человек может написать хотя бы одну книгу".
Эрнест Хемингуэй 

Советская непредсказуемая действительность торопливо тасует колоду жизни. "Короли" становятся "шестерками", "шестерки" - "тузами". Взлетают к вершинам успеха никому не ведомые личности, уходят в тень или небытие недавние вершители судеб и властители дум. Набегающий информационный поток событий смывает слабых. 


Но что значит "слабый" и в чем заключается сила тех, кто несмотря ни на что и, зачастую вопреки всему, остается в журналистике десятилетиями? Может быть, все дело в почти безграничной человеческой способности обучаться и приспосабливаться к новым условиям и системе общественных ценностей? Кто знает. Во всяком случае, определяет эту границу допустимых изменений собственной личности каждый сам. 


В целом же картинка “из жизни российских Средств Массовой Информации” напоминает эпоху гибели динозавров, когда на смену гигантам пришли незаметные «крысообразные» млекопитающие. Но не надо забывать, что именно они в свое время и породили гигантов. Понятно, что многочисленные сетевые журналы еще слишком молоды, чтобы говорить о каких-то тенденциях и мэтрах Интернет-журналистики. Но первые узнаваемые имена уже появились. Парадокс же ситуации заключается в том, что в web-журналистику пришли люди, ставшие журналистами не по образованию, а в силу различных - зачастую и весьма случайных - причин. Но что есть "случайность", как не высшая предопределенность? И всегда ли профессионализм (как сумма специального образования и опыта работы) является непременным условием успешной работы? Надо признать, что web-журналистика пока не является самостоятельным жанром, так как еще не породила на свет божий собственных, только ей присущих направлений или жанров. Но то, что она стала наиболее демократичным направлением "обычной" журналистики, особенно по отношению к начинающим, бесспорно.


На заре онлайновой журналистики

Если у вас возникло желание начать зарабатывать на жизнь ритмическим надавливанием на клавиши своего компьютера, постарайтесь для начала ответить самому себе на вопрос: Зачем? Причинами, из-за которых нам приходится вновь и вновь возвращаться к вопросу о выборе вида деятельности и, возможно, остановиться на web-журналистике, являются следующие стимулы: повышение жизненного уровня (освоение новой, относительно высокооплачиваемой и востребованной специальности), любознательность и любопытство (Одна из наиболее необъяснимых черт человеческой сущности), престижность ("журналист" - особенно с большой буквы - до сих пор звучит значительно), общение (может рассматриваться как дополнительный стимул и способ установления дружеских и товарищеских связей), возможность самовыражения. Наряду с любознательностью является наиболее серьезной причиной для творчества вообще и журналистики в частности. 


Прежде чем принять решение, от которого весьма серьезно будет зависеть Ваша жизнь, по крайней мере на ближайший год, рекомендуется понять, что же вы на самом деле хотите и ждете от нового вида деятельности.
С чего начать?


Прежде всего, следует посетить каталог сетевых изданий на «@Rus» и почитать, что пишут другие. Издания классифицированы по тематике, и уже на этом этапе необходимо решить, в какой области вы могли бы сказать нечто ценное и неповторимое. Цитата из Хэмингуэя, который, кстати, начинал именно как журналист, приведенная в начале статьи, неполная. Он говорил, что "каждый человек может написать хотя бы одну книгу, на тему, которую знает досконально…" На самом деле, каждый человек знает (или думает, что знает) досконально хотя бы одну тему.


Сразу хочу предупредить потенциальных соискателей гонораров: не стоит соваться в редакцию с вопросами, что сейчас наиболее актуально и что стоит в редакционных планах. Материал на стол - это первое требование. Иначе просто нет предмета для разговора. Со временем вас будут просить о написании статьи и посветят в редакционные планы… Может быть. Но это будет означать переход на уровень "настоящего" free-lance ("вольного стрелка" или "свободного художника").


И еще учтите: племя младое и непознанное советской интернет-журналистики в основной своей массе технически достаточно грамотно, так что от разъяснений, как пользоваться электронной почтой или поисковыми системами лучше воздержаться. Если вы здесь, то умение ходить по Сети как бы подразумевается. Однако почти каждый жанр web-журналистики имеет свои требования к технической грамотности и оснащенности. В любом случае, есть смысл регулярно заглядывать в группы новостей с ключевым словом "journalism", например: news:alt.journalism или news:alt.journalism.freelance.
"эргономическая" клавиатура


О жанре.
Какой выбрать жанр для блестящего начала – посоветовать нельзя. Единственный совет – не переоцените своих возможностей. То, что вы хорошо пишите, надо еще доказать. Поэтому начинать все-таки предпочтительнее с хорошо знакомых тем. Начните с содержания – форма отыщется.


Новость или репортаж 
Начинать в этом жанре сложно, но иногда здесь помогает случай. Просто окажитесь где-либо раньше других или узнайте о чем-либо больше других. Но учтите, что преимущества сетевой журналистики здесь почти не играют роли (если речь идет не о "сетевом" событии), а конкурировать с крупными агентствами новостей сегодня практически бесполезно. И еще одна деталь: “Волка ноги кормят” это не столько про представителя среднерусской фауны, сколько про репортера.


Интервью 
Интернет, группы новостей Usenet и электронная почта открывают широчайшие возможности для интервьюирования. Кого угодно. Вы можете, даже, предложить интервьюируемому самому написать не только ответы, но и вопросы. Правда, это уже не совсем то. В любом случае, должно полностью исключить возможность искажения текста, иначе интервью может стать первым и последним. При выборе этого жанра Вы столкнетесь с далеко не всегда успешными поисками электронного адреса вашего потенциального респондента, а также с долгими уговорами предмета Вашего журналистского вожделения ответить именно на Ваши гениальные вопросы. Здесь главная проблема для новичка - отсутствие "имени". Вам легко могут предпочесть другого.


Взгляд (мнение) 
Наиболее предпочтительный жанр для начинающего. Но его (мнение) надо иметь. Еще более хорошо, если оно представляет интерес еще для кого-то, кроме вас. Для выяснения этого вопроса можно высказать его (свой взгляд) на соответствующем тематике форуме или в группе новостей. Если вас заметят и обругают - есть смысл продолжать. Если промолчат - значит согласны и интересной статьи не получится. Вообще, любая гениальная мысль всегда имеет как сторонников, так и противников. Лучшее соотношение - 50% на 50%. Если ваше мнение совпадает с мнением большинства - пора меняться, или забудьте о журналистике.


Аналитическая статья (обзор, очерк) 
Хорошее начало при условии полного владения информацией по вопросу. Необходима кропотливая работа с поисковыми системами. Например, один из адмиралов советской журналистики при подготовке очерка об "отце кибернетики" Норберте Винере обработал около 1000 ссылок, скачал около 5 мегабайт различных материалов из сети и вступил в переписку с руководством трех университетов и двух музеев. При этом удалось даже получить текст частного письма Винера, раскрывающего некоторые стороны его личности, нигде ранее не опубликованного, не говоря уже о коллекции фотографий, начиная с детского возраста (с "октябрятской звездочкой").
Когда материал готов, остается отослать его в редакцию и ждать ответа. Не рекомендуется использовать групповую рассылку. Вы рискуете оказаться в неудобном положении, если материал будет принят одновременно в нескольких редакциях. Хотя, это не самая большая неприятность.


Специфика журналистики on-line

Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать on-line сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки) которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст. Важно научиться использовать ссылки на источники или дополнительную информацию без надоедливых "это вы увидите здесь".


В странах СНГ следует учитывать, что публика, читающая сетевые издания, хотя и представляет собой срез всего общества, но, все-таки, в большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя "бумажных" средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. "Лучше" такая публика или "хуже" – это Вы сами решите . Но не учитывать этого фактора нельзя. По крайней мере, пока подключенный к Всемирной Сети компьютер не станет привычным в каждом доме Вашей страны.
Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, то есть возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через "обратную связь" интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.


Рабочее место on-line журналиста (для начала довольно и старой "четверки")


Главное
Журналистика on-line, несмотря на свою специфику, остается журналистикой, то есть способом влияния на общественное мнение и сознание. Трудно себе представить журналиста, не имеющего личного эмоционального мнения о предмете своей публикации. Даже "чистая" информация, подаваемая безликими агентствами, всегда тенденциозна. Что же говорить о таких жанрах, как очерк или аналитический обзор.
 Очевидно, что в нашем больном и измученном обществе степень ответственности журналиста особенно велика. Последствия неосторожного слова или непродуманной оценки, растиражированные в сознании тысяч или, даже, десятков тысяч читателей могут оказать непредсказуемые последствия. И здесь не важна ни тема, ни кажущаяся малозначительность публикации. Испорченное настроение или неоправданное беспокойство лишь одного из читателей - это отрицательный результат, который вернется к автору в самый неподходящий момент и потребует оплаты по счетам. И этот счет перевесит гонорар.

 

Полезные статьи по теме:

 - Как написать первый материал

 - Как работать с мнениями и комментариями

 - Как составить писательсткий график

 - Как найти тему для материала

 - Что читать начинающему журналисту?



Оцените статью


стиль 3 актуальность -1
форма подачи 2 грамотность 2
фактура 2
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью