Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Элитарное кино вместе с Cinemascope

Автор: Ефременко Анна

08.07.2019

Просмотров: 3275


«Если этот фильм покажется вам неинтересным, то, скорее всего, на следующий приходить не стоит. Можно сэкономить время и деньги. Самым стойким – до встречи в следующую среду в этом зале. Приятного просмотра!» - с этими словами Георгий Глик, один из организаторов кинопроекта Cinemascope, удалился со сцены кинотеатра «Победа». Свет в зале погас. Наступил час авторского кино.

С Георгием Гликом и Ольгой Надольской мы встретились после вступительного слова уже во время самого фильма в кафе кинотеатра “Победа”. За стеной шли первые минуты “Ангельских бесед” Дерека Джармена – второй режиссерской ретроспективы кинопроекта Cinemascope.

Проект Cinemascope был запущен совсем недавно. Однако, насколько мне известно, шли вы к этому очень долго…

Георгий Глик (далее по тексту – Г.Г.)

– Верно, начать этот разговор стоило бы издалека. На стыке конца 80-х и начала 90-х годов группой минских энтузиастов и любителей кино был организован “Киноклуб”, основным ударным составом которого тогда были Светлана Савчик (ныне директор кинотеатра “Победа”), кинокритик Максим Жбанков и ваш покорный слуга. Изначально “Киноклуб” задумывался как проект, способный представить минским зрителям фильмы мировой киноклассики, которых в то время не было не только в широком театральном прокате - они были редкостью даже на видеокассетах. Но прошли годы, и такой формат стал неактуален. Появились в широкой продаже DVD-коллекции многих режиссеров, увеличилось количество телевизионных каналов, стали создаваться различные сообщества по обмену фильмами, всевозможные группы редкого, альтернативного, параллельного и т.д. кино. “Киноклуб” несколько раз трансформировался, менял свои форматы и, в конце концов, приказал долго жить. Со временем при активной позиции минского “Киновидеопроката” в кинотеатрах города появился “Киноформат 4х4”. У этой программы были совершенно другой подход к подбору фильмов. Основной идеей “Киноформата” был показ современных некоммерческих фильмов, фильмов-участников различных фестивалей и конкурсов, которые изначально не были рассчитаны на рекордные кассовые сборы. Спустя несколько лет имеющийся в наличии кинофонд был практически исчерпан, а закупать права на заведомо убыточные в коммерческом плане фильмы желающих не оказалось.
Тогда у нас возникла новая, довольно простая идея: показать минскому зрителю те фильмы, которые по тем или иным причинам не были представлены на большом экране. Это и классические картины, и совершенно новое экспериментальное кино, и анимация, и видеоарт. Главным критерием отбора является, прежде всего, принадлежность данных фильмов к искусству как таковому, наличие в них яркой авторской позиции, творческого поиска и, конечно же, профессионализма - того профессионализма, который позволил фильмам стать заметными вехами в мировой истории кинематографа.

Ольга Надольская (далее по тексту – О.Н.)

– Особенностью проекта Cinemascope является еще и то, что мы сами ведем переговоры с правообладателями и приобретаем права на те фильмы, из которых впоследствии составляем программу. К первым показам (ретроспективе Романа Поланского – прим.авт.) мы шли около года. У нас были трудности с договорами, документами, с носителями, однако начало положено. Мы сознательно не устраивали агрессивную рекламную кампанию проекта Cinemascope, потому что считаем такую стратегию не подходящей для фильмов, демонстрируемых в рамках проекта. Зритель должен сам прийти и к Поланскому, и к Расселу, и к Джармену.


Кстати, эти имена минской публике знакомы лишь частично или не знакомы вовсе. Кто занимается непосредственно отбором режиссеров и фильмов из фильмографий?

Г. Г.- В первую очередь, мы выбираем те фильмы, которые, как бы нескромно это ни звучало, нравятся нам самим. В этом отношении мы непреклонны и не собираемся идти на поводу у зрителя.


Как вы думаете, минская публика готова к показам авангардного авторского кино?

О. Н.- Минская публика вообще странная публика, очень непредсказуемая. Мы уже не первый год наблюдаем одну особенность минского зрителя: он ходит на те имена, которые ему знакомы, которые у всех на слуху. Хотя, по логике, ситуация должна быть кардинально иная: люди должны стремиться узнать то, что им еще неизвестно.

Г. Г.- Видимо, у большинства зрителей принцип такой, что если о фильме не слышали – значит это плохо, неинтересно и идти смотреть это не стоит. Получается замкнутый круг. Во время ретроспективы фильмов Романа Поланского мы проводили опрос среди зрителей. Если учесть, что на Поланского пришла целевая публика, знакомая с некоммерческим кино, студенты театральных и других гуманитарных вузов, то результаты настораживают: многие из опрошенных не только не знакомы с творчеством крупнейших киномастеров, но и никогда не слышали такие имена, как Антониони. В зрительских кругах популярно лишь то, что было произведено лет пять-семь назад, более старое кино оказывается незаслуженно забытым.

О. Н.– Тут проблема даже не столько в зрителях, сколько в самой кинопрокатной системе. В Европе, к примеру, существуют кинотеатры, которые специализируются на некоммерческих показах. Это маленькие кинозалы, репертуар которых составляет киноклассика и артхаус. Публика приходит туда с четким осознанием того, что ей предстоит увидеть. В данном случае кинотеатр выступает гарантом качества. У нас этого пока нет, но мы бы хотели, чтобы проект Cinemascope тоже со временем стал своего рода синонимом настоящего, качественного кино.

Сейчас в рамках проекта Cinemascope идет ретроспектива британского режиссера Дерека Джармена. Как реагирует публика на этого, прямо скажем, нетрадиционного режиссера?

Г. Г.– Впервые ретроспективу фильмов Дерека Джармена мы показывали еще во времена работы “Киноклуба”, год спустя после смерти самого режиссера, во Дворце культуры профсоюзов. Этот показ уже стал своеобразной легендой среди киноманов. Во время показа буквально выносили двери, разбивали стекла. Зал на 600 мест был заполнен, зрители стояли, сидели в проходах на ступеньках, свисали с балконов… Если сейчас заглянуть в зал кинотеатра “Победа”, более скромный по размеру, то он наполовину пуст…


О.Н.- Или наполовину полон… Это как посмотреть…

С чем связан переезд проекта из Дома кино в “Победу”?

Г. Г. - Сначала у нас вообще было три точки - Дом кино, “Победа” и “Центр-видео”. Однако, посовещавшись, мы решили, что не стоит рассеивать публику и распределять программу по трем разным местам. Дом кино оказался очень большим залом для нашей программы, и мы остановили свой выбор на кинотеатре “Победа”, который является членом международной ассоциации Europa Cinemas. Куда уж более европейское кино, чем ранние фильмы Поланского и ретроспектива Джармена? К тому же, Дом кино – это кинотеатр “первого экрана”, а значит, когда грядет премьера (и не одна) какого-нибудь кассового кино, нам гораздо сложнее вписать в репертуар фильмы проекта Cinemascope. А какая-то плановость и периодичность наших показов просто необходима хотя бы для того, чтобы зритель знал, что в среду он всегда может сходить в кино и посмотреть не очередной голливудский блокбастер, а, к примеру, программу экспериментальной европейской анимации.


Не могу не спросить о планах на будущее.

О. Н.- Помимо тех режиссеров, чьи работы являются признанной классикой кинематографа, мы планируем показывать и совсем неизвестное кино. Не так давно мы достигли договоренности о показе в Минске программы фильмов группы “Занзибар”, которая была своего рода альтернативой французской “новой волне”. Насколько нам известно, эти фильмы впервые будут демонстрироваться на постсоветском пространстве.


Г. Г. – Также ведем переговоры о покупке прав на показ программы короткометражных фильмов известных режиссеров. Помимо этого, собираемся представить несколько анимационных программ. Речь идет о малоизвестных для широкой публики мастерах и их работах, получивших множество различных призов самых престижных кинофестивалей. Такие “коротышки” не покупают для коммерческого проката – они слишком маленькие, а собирать фильмы в отдельную программу, вести одновременно переговоры со множеством правообладателей, дело довольно сложное и долгое. Планов громадье, остается только найти в себе силы и вдохновение все их реализовать.



Оцените статью


стиль 0 актуальность 1
форма подачи 1 грамотность 0
фактура 0
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью