Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Золото со дна душ человеческих

Автор: Письменная Алла

17.10.2019

Просмотров: 1515


Фильм интересный, неоднозначный, даже сложный, но в то же время способен удовлетворить многослойную и разноплановую аудиторию.


Российский сериал «Прииск» («Феникс-фильм», 2005 г)

Жанр: драма

Режиссёр: Алексей Козлов

Сценарист: Олег Маловичко, Александр Лунгин, Карина Афанасьева

Композитор: Юрий Потеенко

В главных ролях: Алексей Зубков, Ярослав Бойко, Варвара Андреева, Сергей Селин, Наталья Ткаченко, Анна Твеленева, Сергей Юшкевич, Николай Добрынин, Леонид Кулагин, Лариса Малеванная

Страна: Россия

На экранах: с 2006

 

Фильм интересный, неоднозначный, даже сложный, но в то же время способен удовлетворить многослойную и разноплановую аудиторию. Можно просмотреть как боевик или криминал, можно пострадать с влюбленными как в мелодраме, можно кумекать как при детективе, можно вовсю утолить Жюль Верновскую жажду приключений, можно вообще запустить мыслительный процесс на всю катушку. По словам продюсера фильма Ольги Манеевой «Прииск» - это сериал жанра истерн. (Американские фильмы про Дикий Запад называются вестерны. А это фильм про дикий восток, в котором действие происходит в Сибири). А в Википедии его жанр определили драмой. Скорее именно с ними я соглашусь больше всех. Да, в фильме много всего, даже  есть элементы комедии, но образу Томилина, наверное, позавидовал бы сам Достоевский.

         С первой же секунды просмотра притягивает музыка. Она обволакивает, расслабляет, налаживает контакт с центрами возникновения и проявления эмоций. Она обнажает душу и увлекает за собой. Вначале фильма музыка выступает в роли оракула, предвестника каких-то трагических событий, которые теплым лучом пронизывает тема любви, озвучиваемая флейтой.

         Действие фильма происходит на золотодобывающем прииске, в перспективе которому грозит закрытие, потому что план добычи золота давно уже не выполняется. События начинаются с возвращения после пятилетнего плавания Гены Томилина домой на прииск. Он ехал к невесте Кате, а попал на свадьбу, на которой его невеста была уже не его, а молодого питерского геолога Романова. То, что любимая девушка оказалась уже чужой женой, явилось для него страшным ударом. Он пытается прийти в себя. Спиться не получается, работа старателем не помогает, дружба с «Дворянином» не спасает. Ненужная любовь мучает, толкает на геройства, иногда глупые драки, иногда оправданные безумства, которые спасают жизнь другим людям. И это последнее заставляет участкового Служаева предложить ему работу в милиции, несмотря на то, что Яшка «Ноздря», самый опасный на прииске преступник, приходится Томилину сводным братом. Но и карьерный рост не затмевает его безнадежной любви. На прииске видных девок мало. Одна замужем, у второй нечто серьезное с «Дворянином». Он плюет на это серьезное и берет Антонину силой, тем самым, ссоря их, и ломая их планы пожениться. Может золото спасет его мечущуюся душу? Он охранял 36 кг золота, которые из-за дождей не удалось переправить в район. «Ноздря» планировал его украсть, но он опережает его. Участковый догадывается о настоящем воре, и Томилин убивает участкового. А кражу золота и убийство вешает на геолога Романова, которого вроде убил уже «Ноздря». И золото и Катя становятся его. Но не совсем. И ненадолго. Участковый золото перепрятал. Его нашел шофер Щербак. Томилин все еще, будучи  милиционером, отбирает у Щербака золото. Но «Ноздря» похищает Катю и пытается выменять ее на презренный металл. К этому времени Романов, ее муж, который оказался живым, уже вернулся на прииск. Они вдвоем бегут спасать Катю. Вот тут мечущаяся душа Томилина и находит покой. Катя спасена, но возвращаться к законному мужу не торопится, не может жить, как будто ничего не было. Она бросает Романова. А он, нашедший золотую жилу, остается возвращать прииск к жизни. Так что жизнь не просто продолжается, а даже налаживается.

         Фильм сложный. Видно, что люди старались. Актеры играют все роли как главные. Поэтому можно встретить множество различных мнений на тему кто в этом фильме главный герой. Одни называют Томилина, как основного персонажа вокруг которого вертятся события. Но он хоть и симпатичный, но все же мерзавец, да и скатился до  уровня бандита, поэтому другие передают главенство благородному «Дворянину», а третьи вообще решили, что главный самый правильный персонаж – геолог Романов.

Но это не так и важно, ведь все персонажи яркие и прочувствованные от самых главных до самых незначительных. Таких как, например, туповато выглядящая девушка с веткой какой-то травы в руках, и со своеобразной манерой танцевать. Она появляется всего на несколько минут, не произносит ни слова, но своим выражением лица, своими движениями не просто дополняет, а вносит яркую четкость во все женские образы фильма. Удивительно наблюдать отношение к женщинам как таковое. Богиня и Рабыня в один и тот же час.

Режиссер Алексей Козлов сам вырос на золотодобывающем прииске, и многие жители его родного поселка стали прототипами этой истории. Он знает все тонкости жизни на прииске и умело их не только показывает, но и местами с мистическим юмором обыгрывает.

Наверное, бродя таежными тропами угодить в медвежью яму самое обычное дело. Но в фильме это событие подается под любовную тоску Томилина, гадание на картах, их сжигание и растирание пепла с землей со свежей могилы. Как только это все свершается, так соперник, то бишь Романов и гинет. Ненадолго. Вскоре его из этой ямы вытаскивают, и приключения продолжаются.

Да и сибирские мужики крепкие, независимые, со своим драйвом не уступят американским ковбоям. Они не хуже выдают различные трюки, драки, перестрелки и прочее. Особенно если есть такой стимул, как золото.

А золото сибирское особое. Несколько раз зритель может наблюдать старые потертые вывески с еще советскими лозунгами, типа «Все золото – Родине». Прииск дал государству более 40 тонн золота, на это можно выстроить город размером с Чикаго, а обычный мужик так и остался нищим. С бутылкой водки и  кучей ребятишек. С невыплаченной зарплатой, и необходимостью брать продукты в магазине в долг. Конечно, хочется умыкнуть золотишка, продать кому-то на сторону, а не отдавать государству за зарплату. Да если и не продавать, а хоть размером со спичечный коробок сохранить у себя, то как-то уже спокойней жить.

Ведь эти люди, обычные люди, со своими мечтами, надеждами, бедами и радостями никому не нужны. Когда молодой неопытный Романов говорит, что он с этими мужиками работает, то хозяин прииска Коршиков поправляет его: «Работаешь ты со мной, а ними ты управляешь». Все верно, этих людей используют, государство или бизнесмены неважно. Даже смена хозяев на них особо не отразится. Их используют, ими управляют, их сторонятся и даже ними брезгуют. Когда в поселок приезжает из центра следователь Гарин, он вроде и восхищается местными жителями, с удовольствием наминает воблу, но в то же время постоянно отряхивает свою одежду, чистит щеткой брюки, моет руки, а то вдруг нечаянно запачкается об народ. Правда при этом в нем сидит некоторая преданность Справедливости, и он помогает ей восторжествовать. Понятно, что тяга к чистоте у следователя, это юмор, удачная шутка, но ведь, сколько горькой правды в ней кроется.

Забавно обрисована и тема пьянства. Водка здесь не вредная привычка. Это часть загадочной русской души. Счастье ли, горе, потребность одна – пить и петь. Когда терзаемый любовью и ушедший в запой «Дворянин», на вопрос «Ну, как водочка, освежает?», отвечает: «Не столько освежает, сколько вкусная», все заливаются смехом, в том числе и зритель. Для русского человека водка не может быть вкусной, ее просто не может не быть. Как и песни. На этом построен еще один курьез. «Дворянин» страдает, поет и пьет, после образовавшейся паузы просит играющего на баяне мужика  - «Давай». «Что? Играть?», - не понял тот. «Наливай!» А после мучительного разговора с Антониной снова требует у баяниста – «Давай». «Что, наливать?», - переспрашивает тот. «Играй!!!», - отвечает «Дворянин», будто ничего другого и быть не может.

Звучание баяна постоянно появляется на протяжении фильма, внося в него что-то родное и близкое. Да и вообще вся музыка «Прииска» проникает глубоко в душу, запоминается надолго.

Она озвучивает чувства, то зрителя, то героев, то превращается в независимого мудреца. Оттого то ее и не замечаешь в картине, потому что музыка уже не музыка, а ты сам. Но когда сконцентрируешься только на ней, то понимаешь всю ее правдивость. Сколько скорби и боли звучит, когда происходит непоправимое. И в то же время эти звуки дают силу выстоять перед неизбежным. А после того, когда все свершилось, слышишь уверенную жизнеутверждающую надежду. Музыка дает силу жить. Не смотря ни на что. И надежда не просто игнорирует все произошедшие трагедии, она их перечеркивает.

В фильме много серьезных, настоящих и многого стоящих истин пересыпается моментами, рассчитанными на серую толпу. С одной стороны это хорошо, может кто-то из этой массы в доступном для своего понимания изложении найдет что-то новое, и начнется какой-нибудь да рост. А с другой стороны, уже высоким искусством подобную картину не назовешь. Но ведь комбинировать что-то серьезное и значительное с низкопробным и популяным, нужно уметь, для этого нужен талант. И мне кажется режиссеру это удалось на все сто. А присутствие симфонического оркестра еще больше подчеркивает этот талант.

         Но мода модой, толпа толпой (она, конечно, кормит, кто ж еще), а творческий человек должен с большим вниманием относиться к заповеди «Не убей». Ведь своим творчеством, они не просто будоражат души людей, но и воздействуют на их подсознание. Убийства не имеют права быть обычным явлением. Сегодня я спокойно отношусь к кровопролитиям на экране телевизора. Меня оставляет равнодушной смачно описанное убийство в детективе. Я считаю нормой криминальную хронику в прессе. А завтра спокойно убью соседа, только потому, что он голосовал не за ту партию, и вообще достал меня своими музыкальными вкусами. И я буду считать это нормальным?  Творческие люди реально никого не убивают. В кино или в романе вроде это не серьезно. Но это формирует в подсознании отношение к убийству как к нормальному явлению. Совершить преступление – это преступление. Но подтолкнуть к преступлению – это преступление вдвойне.

Может в Сибири, где каждый мужик имеет ствол, окровавленные топоры, побывавшие только что в человеке, и вдовы с детьми плачущие над трупами своих кормильцев выглядят нормально. Но это не значит что это действительно нормально.

Если бы в фильме не таким крупным планом показывались пятна крови, мне, кажется, он был бы лучше.

Хотя очень приятно то, что большая часть кровопролитий совершается в тишине, не удостаиваясь живого звучания оркестра.

А нелепое убийство «Дворянина», подарившего зрителю нежные, как одуванчики на подушке, чувства к Антонине, громогласно говорит, что можно убить носителя любви, но не саму любовь, можно убить носителя истины, но не саму истину.

Два или три раза в кадр попадают бродячие псы, возможно, многие их даже не заметили, или просто не запомнили. Но они несут огромную смысловую нагрузку. Все люди, неважно, простые мужики из Сибири, или крутые бизнесмены из Москвы, это такие же бродячие псы, ищущие крохи счастья.

А кто из нас его не ищет?

 



Оцените статью


стиль -1 актуальность -1
форма подачи -1 грамотность -1
фактура -1
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью