Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

«CinemaScope»: бытие плакучей ивы.

Гера Глик

Автор: Алёхно Юлия

29.10.2019

Просмотров: 1433


Джармен, Рассел, Годар, Поланский, Трюффо… Кому-то эти фамилии покажутся отдалённо знакомыми, а для кого-то они будут значить очень многое. Прославленные на весь мир, эти мэтры авторского кино – а значит, именно своего и ничьего другого – своими неустаревающими работами создают на экранах кинотеатров великое шоу, эстетическое, философское, иногда совершенно непонятное. Но именно эти фамилии проведут пытливого зрителя через все «киноневзгоды» и помогут ему отыскать именно то, что он ищет в хороших фильмах: любовь, смерть, испытания… Да всё, что угодно! И именно эти фамилии звучат в программах минского кинопроекта «CinemaScope». С его организаторами, Герой Гликом (Г) и Ольгой Надольской (О), я встретилась около кинотеатра «Победа», где и проходят основные показы «CinemaScope».


 

«CinemaScope»: зачем?

- Добрый день, наши уважаемые эксперты! Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «CinemaScope»: что он такое?

(Г) – Есть такой проект«CinemaScope», мы его затеяли в феврале 2019 года. Его основная задача – показать кино, которое интересно и не очень известно. А появился «CinemaScope» потому, что нам надоело: все смотрят одно и то же, а в кино есть и другие режиссёры, другие фильмы, которые известны не очень широко. Они могут нравиться, могут не нравиться, но то, что их знать надо, - это аксиома.

- То есть каждый считающий себя интеллигентным человек должен иметь представление о них?

(Г) – Да! Как есть, например, художники, которым не нравится Пикассо или Ренуар, но знать их просто надо. То же самое и здесь: ключевые имена, ключевые моменты… В кино это не обязательно фамилии, но какие-то направления в киноискусстве, которые просто необходимо различать. Вот поэтому мы и придумали такой проект, который нёс бы в себе культурную, просветительскую функцию.

(О) – На самом деле ничего нового мы не сочинили. Многие такие проекты существовали давно, и Гера в них принимал активное участие.

(Г) – Да, но они работали под несколько другим углом. Был проект «Минского Киноклуба», который существовал ещё в конце прошлого века. Там мы показывали фильмы прославленных режиссёров, неизвестных в Советском Союзе, например, Годар, Трюффо, Джармен… Потом эта тема в какой-то степени исчерпала себя, и «Киноклуб», как любой живой организм, который рождается и умирает, почил с миром.

- И за ним последовали другие проекты…

(Г) – Да, но их уже делали не мы, а Минский городской киновидеопрокат. Был у нас такой довольно живучий проект - «Киноформат 4х4».

- Почему его закрыли?

 (Г) - Изжил себя по многим причинам. Например, по причине репертуарной политики. Есть определённое количество фильмов, которые закупаются для показа. И со временем этот фонд оказывается исчерпанным, представлять больше нечего. Надо ждать, пока наберётся новый фонд фильмов «из той же оперы». Ну, не возникают же они из ниоткуда!
«
CinemaScope»: откуда?

- Я ходила на «CinemaScope» несколько раз, в том числе и на ретроспективу Дерека Джармена. Тогда я обратила внимание на то, что на сцену вышел какой-то мужчина и рассказал о режиссёре и о его фильмах. Кажется, это были вы, Гера…

(Г) – Это был я!

- Как возникла подобная идея презентовать фильмы со сцены?

(О) – Идея была всегда!

 (Г) – Это пошло со времён «Киноклуба», с конца прошлого века. «Минский Киноклуб» был организован при Дворце культуры профсоюзов. На месте современного кафе «Алькатрас» было видеокафе. Называлось оно «Проспект». Там работал я и мой однокурсник Женя Бахов. Мы достали видео Антониони, фильм «Бегущий по лезвию бритвы»… Собрали совершенно странную программу из того, что смогли найти. Фильмы, которые были интересны прежде всего нам.

(О) – Да, там много чего интересного происходило! Я только по рассказам знаю: тогда ещё под стол пешком ходила.

(Г) – И вот, появился такой клуб. Мы провели два абонемента, у нас образовалась своя публика, которая ходила на наши показы по четвергам. После показа мы никого не выгоняли, так что можно было сидеть, обсуждать, ругаться… Сложилась очень хорошая атмосфера. Потом к нам присоединился Максим Жбанков, появилась программа «Другое кино»…

Параллельно существовало другое движение, которое обитало в кинотеатре «Пионер». Им руководила Светлана Савчик, ныне директор «Победы». Потом эти два киноклуба переплелись благодаря перестройке. Открылись посольства, им нужно было проводить какие-то культурные программы. Тогда Светлана Георгиевна заказала большую программу Годара, которая сперва шла в Киеве. Помню, тогда атташе по культуре был замечательный человек - Александр Мстиславович Толстой, внук писателя Льва Толстого. Он помог привезти Годара, с которого и началось организованное киноклубное движение. Мы показали очень много программ: и британское кино, и французское… Общим число около 60 фильмов.

- Расскажите, а как начался именно «CinemaScope»?

(Г) – Мы легко договорились с «Киновидеопрокатом», с «Домом Кино»…

- Но вы же работаете с кинотеатром «Победа»?

(Г) – Это длинная история. Сперва мы показывали фильмы в «Доме Кино» четыре дня подряд для тех, кто хочет посмотреть кино единым блоком. А потом поняли, что не всем же не лень ходить в кино четыре дня подряд. Поэтому мы решили продолжить программу в «Победе» по средам. Так что если человек не попал в «Дом Кино», то он знал, что, например, через месяц, как подойдёт очередь, он сможет посмотреть фильм в «Победе». И эта схема работала!

 Сейчас у кинотеатра своя жизнь, у нас – своя. «Победа» нас очень устраивает: и по публике, и по своей атмосфере. Например, в фойе кинотеатра проходят выставки. При желании можно даже делать концертные выступления, для этого есть аппаратура.

- Хорошо и то, что здание у кинотеатра довольно заметное.

(О) – Но пока что неизвестно, что с ним будет.

(Г) – Кинотеатр подлежит ремонту. Сроки, понятное дело, постоянно переносятся, и мы надеемся, что вот-вот его, наконец, закроют. Это будет долгий ремонт: здание представляет собой историческую ценность. Это будет не только долго, но и дорого. А пока мы здесь и нам, в общем-то, хорошо.

 

«CinemaScope»: что?

- Какие программы фильмов уже показали?

(Г) – Мы много чего сделали. Представили Романа Поланского, Кена Рассела… Показали Дерека Джармена. Закрыли сезон программой мультипликации Рауля Серве.

- Какие показы планируются в ближайшем будущем?

(Г) – В сентябре у нас будет программа Альфреда Хичкока. Не могу сказать, что это впервые, его показывали и ранее, но то были другие фильмы. Наша программа будет гораздо шире. Мы планируем растянуть её на несколько месяцев.

(О) – Шесть-десять фильмов Альфреда Хичкока подряд никто не выдержит. В октябре мы, возможно, покажем немое кино.

(Г) – Потом будет французское авангардное экспериментальное кино 60-х годов под громким названием «Занзибар».

(О) – О нём практически никто не знает. Наш показ будет первым на всём постсоветском пространстве. Планируется также и большая программа анимации: чешской, корейской и, может быть, французской.

(Г) – Причем, программа будет из двух этапов: показы студенческих работ и работ анимационных мэтров.

 (О) – Планируется большой показ британского авангарда. Мы разбавим её более знаковыми именами, такими, как Питер Гринуэй, Теренс Дэвис, чтобы как-то привлечь народ.

(Г) – Ведь если мы покажем что-то совсем неизвестное, то люди нас не поймут. Нас просто побьют. Вместе с тем демонстрировать только ленты известных режиссёров нам самим неинтересно. Основная наша цель – это просветительство. А зрители, к сожалению, не видели еще многих вещей…

- Значит, режиссёры в ваших программах всегда разные?

(Г) – Обычно да. Программы Поланского, которую мы сделали, раньше не было. Кен Рассел тоже никогда до этого не показывался. Только давно, в старое советское время, был его фильм «Шлюха», и больше эта фамилия не звучала нигде.

(О) – Я слышала, что в советском прокате этот фильм шёл под другим наванием.

(Г) – Нет… На всех афишах так и было написано – «Шлюха».

(О) – Как такое возможно!?

(Г) – Возможно!

 

«CinemaScope»: до какой поры?

- Неужели за всю историю показов ни одна кинопрограмма не повторилась?

(Г) – Повторяется программа Джармена.

 (О) – Но за это время выросло новое поколение, которое не помнит этой легендарной программы.

(Г) – Поэтому мы и пошли на это. У нас появилась возможность, мы докупили фильмы… Режиссёр ведь интересный, необычный, спорный.

(О) – А ещё мы хотели показать белорусское немое кино!

(Г) – Да! Именно то, что должны знать все, но никто не видел и не знает. Но тут обнаружились большие проблемы…

(О) – Оказалось, что белорусских немых фильмов нигде нет!

- Неужели их не снимали?

(Г) – Снимали, с 29-го года! Первый немой белорусский фильм, по данным энциклопедий, назывался «Полесская быль». Но это неправда! Первый белорусский немой фильм носил непристойное название. Он назывался «Проститутка»!

(О) – И подзаголовок: «Убитая жизнью».

- На какой срок рассчитан проект «CinemaScope»?

(Г) – Ну, думаю, что около пяти лет может протянуть.

(О) – Не хотелось бы так загадывать. Думаю, проект ещё будет менять формат.

(Г) – Как показал опыт «Киноклуба», зрительская аудитория меняется через каждые четыре-пять лет. Мы так прикинули: человек сперва учится, потом у него начинается семейная жизнь, работа, меняются интересы. Пока есть новизна ощущений, люди будут ходить, когда эта новизна пропадет – перестанут. Если «CinemaScope» будет трансформироваться, то он проживёт и дольше.

Вот мы не обращаем внимания на деревья вокруг. Растут – и растут, и Бог с ними. И всё же. Ко мне когда-то заезжал знакомый из Москвы. Он показал на плакучую иву с восхищением: «Какое красивое дерево!» А я не мог понять, что в ней такого. Потом знакомый сам сказал: «Я понимаю, у вас таких деревьев много, а в Москве они не растут».

 



Оцените статью


стиль -1 актуальность -1
форма подачи -1 грамотность -1
фактура -1
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью