«И как это люди пишут стихи?!» - всегда думала я. Ну, сказать что-то в рифму – это-то не проблема, что-то типа «пакля-рвакля», как говорил незабываемый книжный герой из детства*. Любой ребенок может сказать в рифму. А вот написать полноценное стихотворение с сюжетом, мыслью и в рифму – это да-а-а.
Но характер у меня такой – уж если втемяшилось что-то в голову, ни за что не отступлюсь, пока не пойму как там чего устроено. Вот со стихами также – как там все слова поставлены, что стихи такие разные да гладкие получаются?! Стала разбираться, голову свою ломать. А что поделаешь – характер.
Чем дальше в лес – тем больше дров. Это я к тому, что оказалось, что рифмы-то со смыслом для стихов мало. А вот ямб с хореем или, прости Господи, амфибрахием** не хочешь? Не хочешь, а «надо, Федя, надо»***. Ну, слава Богу, со временем с большим трудом удалось не путать ямб с хореем, слог со стопой и строку со строфой. Даже и разговор теперь можно поддержать:
- Зря он обезобразил хорей спондеем.
- Да-да, это он зря, - с умным видом теперь можно говорить.
- А она уж очень злоупотребляет пиррихиями****.
- Да-да, очень.
- Все же мне женская рифма ближе, чем мужская*****.
- Что и говорить! Мне женская тоже как-то ближе, - возможно поддакнуть в разговоре.
Вот только с хореями и ямбами освоилась, слоги кое-как в строках стали сходится, ударения опять же к месту иногда приходятся. Тут, кажется, и вздохнуть можно спокойно – пиши себе и пиши потихоньку. Но не тут-то было. Вдруг пришла охота сонет там начертать или скажем балладу героическую сложить, а то и оду себе, любимой, посвятить. Хватаешься за перо (то есть включаешь комп и загружаешь «Ворд»), и Муза вроде сегодня соизволили посетить. Начинаешь:
О, как жилось бы, право, худо,
Когда б не радостное чудо
Со мной в пять лет произошло,
И стало все так хорошо.
Увидела большую киску,
Дала ей щей большую миску…
Тут Муза так пальчиком своим тихо по моему плечику и в ушко:
- Мы ж, вроде, оду собрались писать.
- Прости. Начнем заново:
О, моя гордая страна,
Ты мне, как хлеб, одна отрада,
Ты мне достойная награда,
Ты мне заслуженно дана!
Я, право, просто молодец,
Горжусь собой я поневоле,
И вот скажу я наконец…
И опять легкое постукивание пальчиком по плечу.
- Ну, что опять не так?! – уже раздраженно говорю я. - Только-только мысль пошла, только-только все стало складываться, а ты тут стучишь и стучишь!
Муза ничего не отвечает на мою грубость, а, легко взмахнув крылом, летит по своим музьим делам. А я в недоумении грызу ноготь (ну, всё – конец маникюру). Сгрызя три ногтя, я понимаю, что надо бы заглянуть в учебничек какой-нибудь.
Заглядываю и грызу теперь «гранит науки». И что я вижу – оды, понимаш, не только по смыслу, но и по способу рифмовки****** должны отличаться от других стихов. А также и сонеты, рондо и куча еще всего имеет свою жесткую структуру, которую, ни-ни, нарушить нельзя. Иначе, это уже не рондо, понимаш.
Теперь ни Музы, ни оды, ни маникюра… И как это люди пишут стихи?!
(Вероника Ткачева)
_______________________________
*Незнайка из произведений Н.Носова. Н. Носов не случайно выбрал именно слово «пакля», так как считается, что в русском языке к этому слову нет рифмы.
** ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Метр в стихе – это чередование в стихе сильных (ударных) и слабых (безударных) мест по-разному заполняемых.
хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак).
амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром").
*** Фраза, которая стала расхожей благодаря комедии Гайдая «Операция «Ы». (Делаю сноску, так как полагается, понимаш. Уж начала делать сноски, так надо делать на все, что возможно.).
**** спондей – два ударных слога подряд.
пиррихий – два безударных слога подряд.
*****женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге в строке, а мужская рифма - с ударением на последнем слоге в строке.
****** абабввгддг – способ рифмовки строк, употребляющийся в жанре торжественной оды.
Оцените статью
стиль
3
актуальность
0
форма подачи
3
грамотность
0
фактура
0
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью