Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Записки о фильме «Апостол»

Апостол

Автор: Костылева Наталья

25.01.2020

Просмотров: 1624


АПОСТОЛ - с греч. ученик, последователь, приверженец; посланник; учитель правоверия; название двенадцати учеников христовых, посланных им проповедовать евангелие. Толковый словарь Даля


История Второй мировой войны трагична и величественна одновременно. Много книг и фильмов посвящены этому пласту человеческой истории, тем не менее так и остается загадкой бездействие мира под носом которого вооружалась Германия, нарушая все запреты и договора, положенные на нее после Первой мировой войны.

«Странная война» - так называют период начала войны и вторжение немецких войск в Польшу. Как объяснить бездействие первых таких важных дней и недель? Бездействие, которое стоило миру миллионов жизней! Многие аспекты этой войны до сих пор остаются загадкой, как говорят кинематографисты «за кадром». Трагедия, которую пережили наши деды, отцы уже мало трогает сегодняшнее новое «прогрессивное» поколение. Им непонятна та героическая среда, где люди находились между молотом и наковальней и имели мужество не просто выжить, а продолжить жить и радоваться жизни.

Воин-освободитель сегодня перестал быть героем, зато появился новый кандидат на эту «должность», некто вовремя эмигрировавший за бугор или сидевший в лесах и ведущий переписку с одним из лидеров тотальной машины под звонким именем Гитлер. А что, ведь все могло повернуться и по-другому. Вспоминается лишь на противовес последних слов цитата из Шолоховского «Тихого Дона», где один из офицеров англичан говорит за столом о невозможности победы над большевиками, потому что народ победить нельзя, когда он взялся за оружие. Он видел как мужик в лаптях и с вилами шел против танков и тяжелой артиллерии…

Радует лишь то, что помимо старых советских фильмов о Великой отечественной, сегодня создаются новые, призванные напомнить о прошлом. Речь идет о стартовавшем не так давно фильме «Апостол», на который случайно упал мой взгляд благодаря, не стану скрывать - навязчивой рекламе. Из нее следовало, что главную роль в этом фильме играет один из лучших русских актеров – Евгений Миронов, да еще в паре с телеведущим, гонщиком, шоу-меном и экс-музыкантом Николаем Фоменко, и я, несмотря на нелюбовь мою к телевизору и массе рекламы в перерывах между фильмами, решила присмотреться к новому сериалу. И, надо признаться, не пожалела.

Профессиональная картинка – уже приятно, фильм снимался на кинопленку, так что все по-взрослому. Три серии по телеку и я мигом метнулась к раскладкам с дисками, дабы насладиться игрой блистательных актеров без прокладок и новой марки водки. Два дня и фильм просмотрен, без напряга и усталости, без желания встать и выключить. Успех фильма во многом зависит от режиссера. Появившаяся не так давно манера приглашать на ТВ режиссеров, пришедших из «большого кино», вызванная крайним дефицитом профессионалов высшего дивизиона на ниве телефильмов, уже не раз давала плоды. Не только у крупных кинорежиссеров – Бортко, Панфилова, Рогожкина, Митты – обыкновенно получаются недурные телекартины, но и у опытных профессионалов, таких как Юрий Мороз (известный зрителю по фильмам «Каменская», «Дети Ванюхина», «Братья Карамазовы», «Точка»), выходит весьма приличное кино, несмотря на столь неблагодарный в творческом плане (в отличие от коммерческого) формат, как современный русский сериал (не «мыло»). Антитоталитарный фильм, без малейшей симпатии к сталинскому режиму или режиму Гитлера, вполне сочетается с достоверной жестокой и вместе с тем героической действительностью, не давая повода покричать, глядя на сытые и довольные физиономии актеров-современников, в дурацком гриме корчащих из себя гулаговских зэков, как это обычно получается в сериалах, снятых режиссерами, родившихся во времена позднего «застоя». Конечно, дотошные зрители могут отыскать несуразности, необъяснимые с точки зрения военных историков, но перед нами все же художественный вымысел, приключения, смотреть которые можно и, не отвлекаясь на это. Именно об этом часто наш зритель забывает, идя в кино или включая «ящик» - просто посмотреть фильм – это как смотреть на картину Дали, не сравнивая ее с повседневной жизнью. Для этого есть всеми забытое сегодня документальное кино.

Режиссерская рука в «Апостоле» видна невооруженным взглядом – в первую очередь в актерских работах. Проходных ролей фактически нет, все персонажи наделены характером, у каждого свое лицо. И если о гениальности Евгения Миронова спорить почти не с кем, то роль сурового капитана НКВД, во многом стержневая для этого фильма, раскрывает актерское дарование Николая Фоменко как нельзя лучше. Да и прочие роли – репрессированного врача в исполнении Карена Бадалова, комиссара – Юрия Назарова, жены главного героя – Дарьи Мороз, матери капитана – Ларисы Малеванной – проработаны с серьезной режиссерской дотошностью.

«Апостола» начали снимать в Кириллове в 2006 году. Кроме Кириллова, съемки проходили в Москве и Подмосковье. В Кириллове снимались сцены в абвершколе. По сценарию, в ней из советских уголовников, сдавшихся в плен солдат и прочих морально неустойчивых личностей фашисты готовили диверсантов. Под абвершколу был «загримирован» один из внутренних дворов Кирилло-Белозерского монастыря. Там построили вышку, забор из колючей проволоки, развесили нацистские флаги. Местные жители признавались: тяжело было смотреть на свастики на месте православных святынь, но этот контраст подчеркнул ужас войны. Часть материала снималась в окрестностях деревни Топорня. В «массовке» принимали участие и местные жители. На роль «своих» кирилловцы шли охотно, а вот играть немцев соглашались не все. Так, 80 летний Федор Карганов, пенсионер с колоритной внешностью, получив персональное приглашение на съемки, ответил: «Кого, немцев играть? Да я их бил на Курской дуге».

«Апостол» – это фильм, который наполнен мельчайшими интереснейшими подробностями, он заостряет на них свое внимание, а вместе с тем и наше с вами. Мы становимся заложниками этого – и это прекрасно. Как очень верно на эту тему подметила критик и исследователь культуры Екатерина Сальников: «Апостол» заново приучает зрителя смаковать подробности, не гнать действие вперед, но погружаться в его атмосферу, сопереживать каждому вдоху и выдоху героев, следить, сколь детально воссоздана картина быта того времени. Какие обжитые казармы, камеры и квартиры, какая кухонная утварь, «помнящая прикосновения многих поколений», какие поношенные мундиры...

Завораживает и впечатляет игра актеров. Миронов, ищущий трясущимися руками ключ от комнаты в доме коменданта. Сцена, где он заламывает на стол коменданта – белокурую немку и берет ее силой, - для того, чтобы усыпить бдительность. А Фоменко, мило улыбающийся и собственноручно, медленно, со знанием дела, наливающий уголовнику – диверсанту в рюмку коньяк. Именно поэтому фильм смотрится весьма реалистично. Настолько, что некоторые СМИ написали - снят на документальной основе. На самом деле это не так. Если и есть в картине документальный фундамент, то только в том смысле, что действие происходит во время реальной войны...

Остальное - плод творческого воображения сценариста Олега Антонова.

- Я давал читать уже готовый сценарий разным людям, в том числе и имеющим отношение к разведке. И один из них заявил: «Так это ж настоящая история моего деда! Ему сейчас 86 лет, он живет в Украине, и с ним вполне можно пообщаться по этому поводу». Но мы с этим разведчиком потерялись, и я не узнал адреса деда. А жаль... Я, безусловно, брал за основу характеры живых людей для Петра и Павла. Конечно, назвать фамилии конкретных людей, с которых были "списаны" герои, я не смог бы. Но если изучить историю тех событий: как гитлеровская военная разведка (тот самый Абвер) вербовала наших пленных, как этих шпионов забрасывали в тыл наших войск, увидите - в фильме всё показано так, как это происходило на самом деле. Все подробности взяты из документов по работе Абвер-команд, которых было множество. В архивы контрразведки меня, естественно, никто не пустил. Но в этом сегодня и нет особой нужды: достаточно набрать в любой поисковой интернет-системе слово "Абвер", и вам выдадут огромное количество информации. У меня ушло около года только на то, чтобы всё это прочесть и обработать. Отвечу всем, кто упрекает меня в неправдоподобии. Дело в том, что мы десятки лет смотрели строго отцензурированные фильмы про войну. У нас сложился устойчивый стереотип, как советский человек мог бы вести себя в обстоятельствах, когда он, к примеру, поставлен перед выбором: что спасти - свою жизнь или жизни своих жены и сына. В реальности-то даже на фронте ничто человеческое людям не было чуждо. И геройство соседствовало и с предательством, и с курьёзами. Пожалуйста, приведу один из случаев. Агентам Абвера перед заброской в нашу зону выдавались крупные суммы советских денег. Забрасывали шпионов в основном в глухие места. И вот однажды в такой глухомани бдительные деревенские жители поймали двух заброшенных агентов. Естественно, позвонили в ближайшее отделение НКВД. Находилось оно в райцентре. Пока там принимали решение, пока машину и людей за шпионами снаряжали...

А тем временем деревенские обыскали захваченных, нашли у них деньги, и кто-то из колхозников предложил: энкавэдэшников ждать долго. Может, сходить пока с этими деньгами в магазин, купить чего-нибудь поесть... Агенты, понимая, что им терять уже нечего, согласились. В общем, на шпионские деньги деревня гуляла целые сутки. Все спрашивают, а может ли интеллигент до мозга костей реально перевоплотиться в агента? Конечно же, не может! Но именно слабость героя и была интересна. Если бы он был спортсмен, стрелок и знал 16 языков, то про что тогда фильм снимать? А это - история про борьбу человека с самим собой, с обстоятельствами, с системой. И чем слабее, беззащитнее человек, чем больше ему нужно преодолеть в себе и в обстоятельствах, тем интереснее за ним следить. (Олег Антонов) Режиссер и продюсер «Апостола» Юрий Мороз: «Этот фильм о цене свободы» Этот фильм о том, какой ценой человеку достается свобода. О том, чем человек должен заплатить, чтобы быть свободным и чтобы были свободными его близкие.

Почему «Апостол»? Потому что там два брата, Петр и Павел; потому что оперативный псевдоним у одного из братьев, того, что агент НКВД, - Апостол... А в остальном - пусть зритель смотрит и думает... Дарья Мороз, актриса, дочь режиссера Юрия Мороза: «Отец - мой учитель» Отец всегда мне помогает в смысле внутренней домашней работы - мы сидели, разговаривали о профессии, о роли... Трижды, когда я у него снималась, он мне доверял роли, которые мне бы не доверили другие режиссеры. Но поблажек на съемочной площадке я от него не чувствую. И просить за меня он никого не станет. А в «Апостол» меня пригласил режиссер, который занимался этим проектом до папы. Сказал, что не нужны никакие пробы. Сценарий мне понравился, и я согласилась. Партнеры по фильму у меня отличные. С Колей Фоменко у меня была правда всего одна общая сцена. Он хороший партнер, комфортный. С ним очень весело работать, но он не отвлекает своим юмором от съемок. А что касается Жени... Я согласилась сниматься в «Апостоле», чтобы с ним поработать. Меня поразило то, как он гармонично умеет сосуществовать с режиссером. Женя прекрасный и чудесный человек, хороший артист. Я бы с удовольствием с ним еще поработала... Сложнее всего мне далась сцена опознания трупа Истомина. Она сложна драматически. Все снимается крупным планом, где любая фальшь станет сразу же заметной. Такие вещи всегда трудно играть. А тут, наверное, в первый раз я играла не девочку или девушку, а настоящую русскую женщину, с мужем и ребенком. И в этом смысле для меня работа в «Апостоле» очень дорога.

Из досье редакции Дарья МОРОЗ родилась в Ленинграде 1 сентября 1983 года в семье актрисы Марины Левтовой и актера и режиссера Юрия Мороза. Дебют в кино состоялся, когда Даше было три месяца. Она снялась в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный» в роли... мальчика-младенца. Окончила Школу-студию МХАТ. В 2003 году была принята в труппу Московского театра им. А. П. Чехова. Самые известные фильмы и сериалы с ее участием: «Афинские вечера», «Каменская-2», «Штрафбат», «Холостяки», «Гибель империи», «Дети Ванюхина».

Безусловно, центром притяжения сериала стал гениальный драматический актер Евгений Миронов, сыгравший сразу две разнохарактерные роли братьев-близнецов. Однако, Евгений из за своей занятости задерживал съемки. - Что будем делать?! Женя Миронов завтра опять не может быть на съемках! Он нам срывает съемочный процесс! - громко ругался директор киногруппы. Один раз он не сдержался и посоветовал коллеге, мол, откажитесь вы от Жени Миронова, зачем он вам - то его к президенту вызывают, то у него дела в его театре! Впрочем, и без Миронова проблем хватало. На проекте сменили третьего по счету режиссера. Первый, как рассказывали, не справлялся, а отснятый им материал никого не устраивал. От услуг второго тоже быстро отказались. Спасать картину поручили мастеру кинопроизводства Юрию Морозу. Сегодня в титрах в графе «Режиссер» значатся две фамилии: Иван Иванов и Юрий Мороз. Кто такой Иванов, в группе скрывают, однако некоторые считают, что это вымышленная фамилия, а прячется под ней Евгений Миронов, который приложил много усилий, чтобы сериал досняли. Как бы то ни было, общий результат труда не обманул ожидания зрителей.

Евгений Миронов: Вообще зрителям, наверное, больше понравится брат-негодяй. Особенно зрительницам - ведь девушки любят плохих парней. Это я, к сожалению, понял только сейчас, переиграв столько положительных ролей! Но и к роли этого персонажа пришлось готовиться больше. Я пообщался с человеком, который, скажем так, большой спец в лагерной тематике и бандитских порядках. У него я, например, позаимствовал привычку цокать "фиксой" в те моменты, когда мой персонаж волнуется. Ну и, конечно, пришлось овладеть ненормативной лексикой. Сложновато было, но потом так вошёл во вкус, что режиссёру меня даже пришлось присмирять, напоминать, что такое в эфир не пропустят. Сейчас у меня еще есть одно дело большое - Театр наций, который надо придумать до конца. То, чем я занимаюсь, это не профессия! Это образ жизни... Нормальный человек приходит с работы и занимается семьей... У меня - ну это круглосуточно... Если уезжаю куда-то в отпуск на неделю, то на второй день начинаю сходить с ума: как, жизнь проходит?! Да вы что, с ума сошли, я мог бы сыграть сейчас! И начинаю что-то придумывать.

«Апостол» – это попытка рассказать о войне и ее героях с оригинальной точки зрения, не оценивая героев по шкале «свой – чужой», а, делясь размышлениями на тему: что бы делали мы в такой ситуации, когда куда ни кинь, везде клин. Все в этой стране повязаны бесконечными смертями, арестами, пытками и ужасом перед неотвратимой машиной тоталитарного уничтожения. Плюс – за линией фронта враг, еще похлеще. И в такой чудовищной атмосфере человек остается собой: кто-то становится мучеником, кто-то героем, кто-то, как обычно, остается подлецом. Но черного и белого тут нет – добро не борется со злом, а выживает, совершая положенные ему поступки. Люди выжили в полном кошмаре и победили. Бог есть. В этом соль фильма!



Оцените статью


стиль 1 актуальность 1
форма подачи 0 грамотность 1
фактура 1
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью