Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Два мудреца – две судьбы, два взгляда на мир…

Два мудреца

Автор: Морозова Татьяна

04.02.2020

Просмотров: 1822


Они встретились, по преданию, во дворце лидийского царя Креза…

Солон и Эзоп прославились, как два мудреца Древней Греции ещё до своей легендарной встречи у сказочно богатого царя Креза.


Солон и Эзоп прославились, как два мудреца Древней Греции ещё до своей легендарной встречи у сказочно богатого царя Креза.

История не сохранила даты исторического диалога афинского мудреца и баснописца, в котором проявились два разных взгляда на правителей и мир людей. И хотя хронология жизни афинского законодателя и правления лидийского властителя ставила под сомнение эту встречу, знаменитый эпизод приводит не только историк Геродот, но его упоминают и другие древние источники.

Действительно, если принять за истину, что жизнь Солона закончилась в 560 или 559 году до н. э., то их встреча не могла состояться при правлении Креза, начавшегося с 560 года до н. э., но тогда невозможно объяснить ещё одно несоответствие. Писистрат, родственник выдающегося мудреца, установил свою тиранию в Афинах с 560 года до н. э., однако из древних источников хорошо известно, что Солон был жив при его единоличном правлении и, обосновавшись на Кипре, получал от него письма с просьбой вернуться.

По преданию, Солон прожил девяносто лет. Если предположить, что родился он в 635 году до н. э., а покинул мир людей в 555 году до н. э., то известные события хронологически объяснимы: у Ксеркса в гостях афинский мудрец мог побывать в начале его правления и в том же году отправиться на Кипр после захвата власти Писистратома.

Но возможен и другой вариант, более вероятный: на родину Солон вернулся из странствий перед самым установлением тирании своего родственника, а позже, покинув Афины, посетил в Сардах лидийского царя Креза, где и встретился с другим мудрецом, баснописцем Эзопом. Можно сделать вывод, что жизнь афинского тираноборца закончилась не в 559 году до н. э., как сообщают источники, а несколькими годами позже.

Солон происходил из знатного афинского рода – он был одним из предков царя Кодра. Его отец, Эксекестид, занимаясь благотворительностью, истратил почти всё своё состояние на помощь нуждающимся афинянам. Чтобы поправить дела, Солон занялся морской торговлей и в этом весьма преуспел. Вернувшись на родину в Афины, он застал ожесточённое противостояние нескольких группировок и страшную нищету простого народа, продававшегося в рабство за долги и требовавшего себе свободы и земли.

В VII веке до н. э. Афины воевали с соседним государством  Мегарами за остров Саламин, занимавший важное стратегическое значение на пути подвоза кораблями хлеба, при нехватке которого возникала угроза голода. Война за остров не давала богачам выгоды, и они издали закон, по которому в народном собрании не разрешалось поднимать вопрос о Саламине под страхом смерти. Отважный Солон возглавил борьбу бедного люда за возобновление войны с Мегарами: выше всех богатств он ценил справедливость, смелость и порядочность.

Чтобы обойти закон, он притворился помешанным, и, прибежав на рыночную площадь Афин в маленькой шапочке больного безумием, взобрался на камень. Собрав возле себя народ, Солон стал нараспев читать свои стихи, призывая к военному походу на остров Саламин: «Сам я глашатаем к вам с Саламина желанного прибыл. Песнь – украшение слов вместо витийства принёс. На Саламин поспешите, сразимся за остров желанный, чтобы скорее с себя тяжкий позор этот снять». Сочинение Солона под заглавием «Саламин», включавшее сто патриотических стихов, пробудило в афинянах свободолюбивый дух, и они заставили богачей отменить запрет о возобновлении войны с Мегарами. .

После победы на Саламине и доказательства прав афинян на этот остров в третейском суде Солон прославился. Ему предложили стать единоличным правителем, чтобы успешно провести реформы, но он категорически отказался, сказав, что «тирания – это такое место, на которое не так трудно забраться, как трудно его оставить, а для государства тирания может стать злом». Тем, кто усиленно уговаривал его взять бразды правления в Афинах в свои руки, он назидательно говорил: «Тиран гибнет сам и губит свой дом!».

Тогда его избрали одним из девяти архонтов (начальников) и поручили провести судебную реформу. Солон немедленно ликвидировал все долговые обязательства обнищавших людей, по которым их продавали в рабство, и запретил это делать в будущем. Мудрец приказал убрать с полей долговые столбы, разыскать бедняков, проданных за долги, и выкупить их за государственный счёт: «Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная». Он отменил Драконовские законы (Драконта), по которым даже за незначительное преступление граждане приговаривались к смертной казни.

Солон ввёл закон, запрещавший плохо говорить об умерших, и убеждал афинян, что гражданская умеренность требует не враждовать вечно, а справедливость - не касаться тех, кто растворился в вечности. Запретил он и ругать живых в храмах, во время зрелищ, в правительственных учреждениях, назначив штрафы в пользу оскорблённых граждан. Его закон о завещаниях пережил тысячелетия: законодатель разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние любому, отдавая предпочтение дружбе перед родством и введя ограничения только для тех, кто находился под влиянием болезни, женщины или психотропного зелья.

Афинский мудрец утверждал, что между убеждением, ведущим к вреду и принуждением, а также между обманом и насилием нет существенной разницы – всё это может лишить человека рассудка. Законодатель, по его мнению, не должен забывать при составлении законов, что необходимо для человека, если он хочет наказывать малое число виновных с пользой, а не многих – без пользы. Солон запретил продавать дочерей и сестёр, если только девушка не уличена в преступной связи, и разрешил открыть публичный дом, управляемый рабынями. Сохранился документ того времени, прославляющий мудреца за то, что «дал возможность избавиться от похоти без угрозы для общества».

Народное собрание стало при нём высшей законодательной властью. Придумал он и как избавиться от нищих, издав закон, по которому сын мог отказаться содержать престарелого отца, не выучившего его ремеслу: «Если отец не научил сына никакому делу, то такой сын не обязан содержать его в старости». Когда Солон решил отправиться в путешествие, то взял клятву с афинян, что пока не вернётся, они не будут менять законодательство. Действительность превзошла ожидания – этот мудрец заложил основы законодательства для человеческой цивилизации не на сто лет, как думал, а на тысячелетия. Римское право, являвшееся основой правовых систем многих государств, использовало почти целиком наиболее популярные  законы Солона из Афинского полиса.

Выдающийся законодатель побывал в гостях у сказочно богатого и чванливого лидийского царя Креза по его приглашению, во дворце которого, по преданию, служил в это время советником  знаменитый баснописец и мудрец Эзоп, отпущенный из рабства на волю. Крез хотел удивить гостя богатством своей сокровищницы, но Солон проявил равнодушие. «Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?» - спросил царь мудреца  и удивился, когда тот привёл несколько примеров счастливых, по его мнению, людей, не упоминая о материальном благополучии. Крез поинтересовался у Солона: «А меня ты не считаешь счастливым?». «Боги наделили нас таким умом, что не позволяет предвидеть будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто, прожив жизнь до конца, не познал горя и несчастья», - ответил ему пророчески мудрец.

Вероятно, желая оправдать гнев Креза, недовольного ответом Солона, и подчеркнуть проявившееся в речи афинского мудреца неуважение к богатству царя, бывший раб Эзоп сказал нравоучительно законодателю Афин, что с царями или вовсе не следует разговаривать, или надо стараться им льстить. Афинский мудрец возразил баснописцу: «Вернее, или избегать говорить с царями, или говорить им только правду».

Солон, должно быть, понимал, что редкий раб, отпущенный на свободу, осмелится открыть правителю неприятную правду, что неволя развивает у людей разные мерзкие качества. Два мудреца - два разных взгляда на государство и власть. О развращении людей тираническим правлением и утрате «драгоценного дара богов» свободолюбия заговорит в эпоху Возрождения выдающийся политический аналитик, флорентийский секретарь Николо Макиавелли: в среде народа, находящегося долгое время под угнетением или иностранным игом возникают лицемерие, покорность, холуйство, страсть к подкупам и предательствам.

Геродот сообщает о баснописце Эзопе, что жил он в VI веке до н. э., был одно время рабом Иадмона с острова Самос, и его находчивость не раз спасала хозяина, любившего выпить и прихвастнуть, от разных неприятностей. Сюжеты своих маленьких историй талантливый раб черпал из жизни, почти всегда протестуя с юмором против несправедливости. Были у него и басни, объясняющие природные явления. О мудрости Эзопа, сочинявшего разные поучительные притчи с переносным смыслом, используя животный мир, распространяли разные легенды, и по одной из них его отпустили на волю после того, как он растолковал гражданам странное происшествие.

Во время заседания знатных людей острова прилетел орёл и, схватив государственную печать когтями, взвился с нею в небо, но затем сбросил вниз на одного из рабов. Растолковать это знамение попросили Эзопа, но он заартачился и поставил условие свободным гражданам - освободить его от рабства. Когда же народ Самоса отпустил баснописца на волю, то услышал от него такую версию: орёл – птица царская, и видимо, воинственный царь Лидии собирается поработить их остров. Жители острова решили послать бывшего раба в Сарды и попросить о снисхождении. Мудрость баснописца очаровала лидийского правителя, и он сделал горбатого, уродливого Эзопа своим советником.

Слова Солона оказались пророческими, и Крез вспомнил о них в плену у персидского царя Кира перед тем, как его должны были сжечь на костре, что и спасло ему жизнь. Жизнь Эзопа закончилась трагически в Дельфах, где бывший раб осмелился критиковать жрецов храма Аполлона. Ему подбросили  в котомку золотую чашу из храма,  обвинили в краже и приговорили к смерти. По преданию, он рассказал перед тем, как его сбросили со скалы, басню про навозного жука, наказавшего сильного орла за смерть своего друга зайца. Провидение наказало и Дельфы, вскоре пострадавшие от чумы, и жрецов, подкинувших ему чашу.

Судьба афинского законодателя оказалась счастливее, хотя на родине афинскому мудрецу пришлось пережить установление тирании своего родственника по материнской линии Писистрата, поддержавшего бедняков, требовавших передела земли, и захватившего с помощью вооружённого отряда Акрополь. Солона возмутил его поступок, и на рыночной площади он сказал афинянам свои знаменитые слова, оказавшиеся пророческими на тысячелетия: «Ещё вчера было так легко помешать возникновению тирании. Теперь же, когда она выросла и окрепла, искоренить её будет намного труднее».

Ещё вчера! Сколько раз ещё будут вещие слова Солона предупреждать человечество!

Ещё вчера можно было остановить  поход Муссолини на Рим осенью 1922 года, но король назначил дуче премьер-министром, и вскоре в Италии установилась репрессивная тоталитарная диктатура …

Ещё вчера можно было остановить Адольфа Гитлера, выслав его из страны, как не имеющего гражданства, но разные силы объединились с ним в Гарцбургский фронт, чтобы задушить демократию, и почти вся Европа, включая Германию, лежала в руинах в 1945 году…

Ещё вчера можно было остановить фашистский переворот полковников в Греции, но отдали им власть в 1967 году, и страна погрузилась на семь лет в режим политического террора…  

Ещё вчера! Ещё вчера …

А в Древней Греции написал Солон свои знаменитые стихи, обличающие трусость:

«Сами возвысили этих людей вы, им дали поддержку

И через это теперь терпите рабства позор …»

Однако тирания Писистрата показала, что, если политический деятель уважает законы и права своего народа, помогая бедным и сдерживая алчность богатых, то его правление может стать не просто благом для государства, но и «золотым временем». Аристотель пишет о нём, что родственник афинского мудреца правил «… с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически… был гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся». Тиран Афин сумел расположить к себе народ уважением законов Солона и его мудрых советов.



Оцените статью


стиль 2 актуальность 2
форма подачи 2 грамотность -2
фактура 2
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью