Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Свобода, не признающая права…

Мы будем приказывть!

Автор: Морозова Татьяна

05.02.2020

Просмотров: 1572


«Мир – это свобода, основанная на признании прав всякого человека» (Марк Туллий Цицерон)

Изучая войны и территориальные конфликты, мыслители Древнего Мира пришли к выводу, что признание прав всякого человека и уважение его достоинства служат основой свободы и справедливости, обеспечивая мирное сосуществование разных народов.


С того времени, когда писал свои трактаты великий римский оратор и политический деятель Марк Туллий Цицерон, прошло почти две тысячи лет, однако мысли его не утратили актуальности.

Суровое выражение лиц молодых людей, выбрасывание рук и агрессивные лозунги напомнили мне невольно, как начиналось восхождение Адольфа Гитлера…

За три года до прихода к власти немецкий фюрер произнёс пророческие слова в доверительном разговоре с главным редактором влиятельной консервативной газеты «Лейпцигер нейестен нахрихтен»: «Мы будем приказывать, а вы будете слушаться! Любое сопротивление будет подавляться в зародыше!». Журналист задал тогда вопрос Адольфу Гитлеру, на какие кадры тот будет опираться после прихода к власти, если борется против интеллигенции и буржуазии.

О чём размышляли молодые приверженцы интегрального национализма, когда шли колонной через центр города-героя, пережившего румыно-немецкую оккупацию с виселицами и массовыми расстрелами, громко выкрикивая «Слава нации!», «Смерть врагам»? На лицах демонстрантов блуждали вызовом усмешки с печатью фанатизма, намекая о готовности приказывать и расправляться. Этим шествием в Одессе молодые борцы за чистоту нации, спаянные презрением ко всем «не титульным» согражданам, отметили очередную годовщину референдума о независимости.

«Помни чужеземец, тут хозяин украинец!», - внушали недружелюбные плакаты в руках националистов у памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко, выкупленному 22 апреля 1838 г. из рабства россиянами. За свободу будущего украинского поэта и живописца помещику Энгельгардту заплатили огромную по тем временам сумму в 2500 рублей, вырученную от продажи в частной лотерее портрета В. Жуковского, работы прославленного художника Карла Брюллова.

Верный друг Кобзаря, уроженец хутора из-под Черкасс Семён Гулак-Артемовский стал известным певцом и композитором тоже благодаря участию россиян в его судьбе. В том же году, когда освобождали из рабства крепостного Тараса Шевченко, Михаил Иванович Глинка, увенчанный славой после премьеры своей оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), при отборе в Украине певчих для капеллы обратил внимание на красивый дискант двадцатипятилетнего сына священника и забрал молодого человека с собой в Санкт-Петербург.

Русский меценат Павел Демидов, услышав на одном из специально устроенных концертов чудесный голос бывшего ученика киевской бурсы, решил профинансировать поездку малоросса в Париж, а затем и в Италию для учёбы пению. После возвращения в Россию Гулак-Артемовский долгое время был солистом Императорской русской оперы, стал композитором. Одну из песен автор многочисленных музыкальных сочинений посвятил своему другу Кобзарю.

Известный поэт, прозаик и публицист Иван Франко в детстве остался, как и Тарас Шевченко, круглым сиротой и, хотя на его долю выпало  немало гонений царского режима, через всю жизнь пронёс дружеские чувства к россиянам: «Мы все русофилы, слышите, повторяю ещё раз, мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык.…».

Скорбно взирала призрачная тень Кобзаря в каменном изваянии на искажённые нетерпимостью лица, кричавшие: «Слава нации», «Кому принадлежит Одесса? Нам!», на юношу, пытавшегося силой выхватить мегафон у пожилой женщины, протестовавшей против фашизма: «Какой воли хотят эти хлопцы? Для чего она им - творить, созидать или разрушать и распоряжаться чужими жизнями?

Того ж батька, такi ж дiти,

 Жити б та брататься… (Т. Шевченко)

Тиха зимняя украинская ночь и светла от белого покрывала роскошного, бережно припорошившего улицы столицы. Пустынно на площади в центре Киева. Совсем недавно здесь толпились люди, гремела музыка, звучали песни украинские, и витала над хороводами призрачная тень великого Кобзаря, весельем потревоженная. Женщина в белом одеянии, красоты неописуемой, говорила тогда слова хорошие, правильные, а затем потребовала власти тотальной …

Триста десять лет назад английский философ Джон Локк (1632 – 1704)  написал сочинение «Два трактата о правлении» и объяснил претендентам на трон, что люди в государстве отдают себя под власть, чтобы обеспечить свои основные естественные права: право на жизнь, право на свободу, право на собственность, однако законодатель не должен поступать произвольно.

В середине сороковых годов восемнадцатого столетия, студенты и преподаватели Киевского университета организовали Кирилло-Мефодиевское общество, мечтая о создании федерации славянских народов на территории России, и уже известный в писательских кругах тридцатидвухлетний поэт Тарас Шевченко присоединился к ним в 1846 году, круто изменив свою судьбу. Спустя год полиция по доносу провокатора арестовала приверженцев идеи переустройства России, и больше всех пострадал за свои стихи Кобзарь, отправленный рядовым солдатом в Орскую крепость с категорическим запретом писать и рисовать, что особенно его угнетало все десять лет самодержавного гонения.

Свободу Шевченко обрёл только после смерти императора Николая I, когда уже было подорвано здоровье. Кобзарь мечтал о раскрепощении крестьян и свержении царского самодержавия. Он сочинял стихи, поэмы, повести, рассказы на украинском и русском языках, и его слова-слёзы призывали славянские народы к общечеловеческому братству, осуждая угнетение. По мистическому совпадению жизнь Тараса Григорьевича закончилась почти одновременно с отменой в России крепостного рабства: он прожил свой сорок седьмой день рождения 25 февраля 1861 года и под утро ушёл из мира живых в небытие с вечной памятью и всенародным признанием.

Мечты Кобзаря о независимости любимой родины осуществились спустя сто пятьдесят лет после написания им в 1841 году поэмы «Гайдамаки» о восстании против гнёта польской шляхты. Украина стала самостоятельным государством, получив в наследство огромную территорию советской республики с проблемами мирного сосуществования этнических групп, подтвердивших референдумом распад Советского Союза.

Идея создания демократического цивилизованного государства призвана была сплотить население Украины. Братские народы верили, что общие исторические корни Киевской Руси, близкие культуры и языки позволят создать сильное единое государство, но слишком сильным оказалось искушение получить привилегии для «титульной нации», игнорируя права других этнических групп.

Международный День Прав Человека, посвящённый борьбе с дискриминацией, приверженцы национальной идеи отметили проведением накануне этой торжественной даты марша протеста против миграции, скандируя на всём пути от площади Конституции до здания областной государственной администрации в Харькове агрессивные лозунги: «Мигранты, геть…», «Слава Украине, смерть врагам». Так для пропаганды нетерпимости была использована политическая свобода.

Убедить последователей националистических теорий прошлого века Николая Михновского и Дмитрия Донцова, что ограниченная идеология, возбуждающая ненависть и развивающая фанатизм, ведёт не только к жестокой розни, но и к разрушению государственности, довольно сложно. Идеи  агрессивного «современного интегрального национализма» («Кто не с нами, тот против нас!») они хорошо усвоили и знают, что целью их связки является скорейший приход к власти и свобода приказывать, навязывая понятия этнического превосходства и насильственного «возрождения нации».

Больше ста лет назад французский поэт Морис Баррес ввёл для основной этнической группы, язык и культура которой стали государственными, понятие «титульной нации». В Советском Союзе так называли коренное население союзных и автономных республик, областей, краёв, округов. Из неё формировалась местная номенклатура, получая разные привилегии и квоты, как для «национальных кадров», игнорируя вторую статью Всеобщей Декларации Прав, что не должно проводиться «никакого различия в отношении … языка, религии, политических или иных убеждений… .».

Радикалы, жаждущие использовать свободу для разрушения общепринятых моральных ценностей, для забвения исторических событий, обличающих человеконенавистничество и насилие, возрождают идеи «интегрального национализма» и «жизненного пространства» («От Карпат и до Кавказа»). Тех, кто попал в сети борцов за права «титульных украинцев» и свободу приказывать, они используют для осквернения могил воинов, погибших за освобождение человечества от фашизма, для разрушения ненавистных им памятников культуры, для проведения митингов, разжигающих национальную рознь.

Известный философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900 – 1980) пришёл в своих исследованиях к выводу, что психологической основой для возникновения фашизма является «бегство от свободы». Как политическое движение он возник в Италии и первоначально призывал к наведению порядка, возврату к традиционным ценностям, используя насилие и ограничение свобод. Бенито Муссолини, автор объединения индивидов деморализованного общества в «связку», откровенно признавал, что «Фашизм – это гигантская мобилизация моральных и материальных сил. Чего мы добиваемся? Говорим об этом без ложной скромности: управления нацией».

«Маленький человек», ощущавший по Фромму «одиночество и беспомощность в обществе», действительно готов был пожертвовать личной свободой, но не просто бежать от неё, а войти в круг избранных и распоряжаться чужими жизнями. Свобода навязывать, приказывать и расправляться привлекала обывателя, ожидавшего перемен в обществе, и фашизм распространялся в Италии с поразительной быстротой. Уже спустя год после создания союза «Фашио де комбаттименто» Муссолини организовал «Поход на Рим», но король не решился применить силу и назначил дуче премьер-министром. В конце 20 – х годов в Италии установилась тоталитарная диктатура: все оппозиционные партии были разгромлены, противники режима арестованы, повсеместно утверждался культ личности Муссолини, высшим законодательным органом стал Большой фашистский совет.

В своём стремлении к «свободе приказывать и распоряжаться чужими жизнями» современные приверженцы тоталитаризма являются потенциально такими же примитивными разрушителями, какими были немецкие национал-социалисты и «Боевой союз» Муссолини. Юным же борцам ХХI века за права нации внушается мысль, будто их лидеров нельзя сравнивать с немецким «фюрером» и итальянским «дуче», что они «любят свою страну и народные традиции». Но вот, что писал об этом русский философ Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), уроженец города Киева, высланный в 1922 году из Советской России:

«… национализм совсем не тождественен патриотизму. Патриотизм есть любовь к своей родине, своей земле, своему народу. Национализм же есть не столько любовь, сколько коллективный эгоцентризм, самомнение, воля к могуществу и насилию над другими».

Манипулируя настроением общества, провозглашая тотальную борьбу с коррупцией и миграцией, используя демократические институты, вожди националистов готовятся, как правило, к авторитарному правлению. Усилия практически всех известных националистических и фашистских движений, несовместимых с развитием демократии в гражданском обществе, направлены на установление тотальной власти ограниченного круга избранных, построенной на насилии и расправе со всеми несогласными: «Одна страна, одна нация, один вождь». Философ Бердяев, как человек религиозный, пришёл к выводу, что «… национальное самомнение и эгоизм также греховны и глупы, как личное самомнение и эгоизм, но последствия их гораздо более роковые».

Государство призвано обеспечивать права свободы, но никому не может быть предоставлено право на преступление. Французский психолог, врач, антрополог и аналитик Густав Ле Бон (1841 – 1931), чьи труды тщательно изучал товарищ Сталин, предугадал возможное наступление «Эры масс», роль толпы и методы воздействия на неё популистскими лозунгами задолго до прихода к власти фашистов в Италии. Ле Бон прожил долгую жизнь и воочию смог убедиться в справедливости своей теории манипуляции толпой, когда мнения распространяются без рассуждений путём заражения.

Немецкие нацисты, объявив себя активными борцами с коррупцией и безнравственностью, придавали большое значение пропаганде. Профессиональным манипулятором толпы был Геббельс, «великий пустомеля» и изменник, переметнувшийся в 1926 году от Грегора Штрассера к Адольфу Гитлеру, уловив настроение «товарищей по партии». Он всегда интересовался, какая публика будет на митинге или собрании, чтобы выбрать подходящую «пластинку»: «национальную, социальную или сентиментальную».

Подобные методы воздействия на толпу используют в своих выступлениях и некоторые современные лидеры, не брезгуя лживыми обещаниями и угрозами потопить всех врагов нации. Преподаватель новейшей истории в Шеффилдском университете Иэн Кершоу-Ганолипский, исследуя причины победы немецкого фашизма, пришёл к выводу, что чрезмерно развитое угодничество среди буржуазии и равнодушие бюргеров «проложили дорогу в Освенцим». О том, что бюргерство может примириться с произволом, лишь бы не нарушали «… самодовольный покой», писал ещё Кристоф Мартин Виланд, немецкий сатирик и поэт, родившийся за двести лет до прихода гитлеровцев к властив Германии.

Однако нужно признать, что без серьёзного финансирования немецких фашистов магнатами Рура, у них не было бы шансов оказаться у власти спустя десять лет после восстания коммунистов в Гамбурге в 1923 году. Именно тогда стал оказывать материальную поддержку нацистам промышленник Фриц Тиссен, побывав на собрании гитлеровцев по совету генерала Эриха Людендорфа и затем передав фюреру первые сто тысяч золотых марок. Не было бы шансов и у современных лидеров националистов создавать свои молодёжные партийные ячейки без серьёзной финансовой поддержки и проводить митинги, разжигающие национальную рознь.

 Ответственность человека за свои действия, готовность критически оценивать поступки и осуществлять самоконтроль, используя чувства долга и совести, является показателем его политической зрелости. Нельзя забывать, что идеология национализма не в патриотизме. Как писал Николай Александрович Бердяев: «Любовь к своему народу есть очень естественное и хорошее чувство, но национализм требует нелюбви, вражды, презрения к другим народам.

В предисловии к Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года отмечено, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей…».



Оцените статью


стиль 1 актуальность 1
форма подачи 1 грамотность 1
фактура 1
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью