Экспансия Китая на мировой рынок поражает воображение не только обывателей, но и специалистов – все большая доля товаров на мировом рынке выпущена именно в Китае, не исключение в этой тенденции и Россия, которая, может быть, пострадала от этого процесса даже больше, чем некоторые другие государства.
Действительно, достаточно пройтись по рынку или супермаркету, чтобы понять, насколько широко представлена в России продукция китайских производителей – начиная от батареек, и заканчивая автомобилями, китайские телефоны, фонарики, детские игрушки, все больше китайских товаров вытесняет с наших прилавков товары других производителей.
Впрочем, ситуация станет еще удивительней, если ориентироваться не на бренд, а на сопутствующую товару информацию, здесь ситуация видится в полной мере. Дело в том, что Китай – страна, чья инвестиционная привлекательность заставляет корпорации открывать здесь собственные заводы, и производить продукцию под известным брендом на китайской территории и силами китайских рабочих.
Конечно, Китай не завоевал пока что всех ниш на мировом рынке. Однако существует ряд групп товаров, где лидерство Китая особо заметно. Это, в первую очередь, электроника и мобильная связь. Китайские телефоны с телевизором, как официальные, так и не очень, являются наиболее привлекательными по соотношению цена-функциональность. К сожалению (или к счастью других производителей), качество многих из них оставляет желать лучшего, и это служит реальной сдерживающей силой экспансии Китая в мировой рынок мобильной связи.
Между тем, приобретая сегодня китайский телефон, покупатель не обязательно покупает подделку. Если рассмотреть китайские телефоны Nokia и Benq-Siemens с правовой точки зрения, то можно заметить, что в первом случае китайские производители просто присвоили себе чужую торговую марку, а вот во втором – вполне официально приобрели права на бренд и делают телефоны собственного модельного ряда под двойным названием. Конечно, во втором случае к качеству таких телефонов гораздо меньше претензий, ведь за название Siemens плачено полновесной монетой, и портить репутацию низким качеством продукции нет никакого резона.
Общественное мнение пока что достаточно прямолинейно: общепринято, что китайские телефоны – продукция более низкого качества, и от такой покупки лучше воздержаться. Наверное, это проблема нашего, российского рынка мобильных телефонов, ведь за рубежом уже давно поняли, что помимо откровенного хлама стоящего у ворот подпольного заводика где-то в глубинке Китая сущие копейки, есть и качественная продукция, которую не зазорно выбрать не только из-за низкой цены, но и благодаря “продвинутой” функциональности и отменному качеству. Яркий пример тому – компания Vodafone, предлагающая на европейском рынке услуги мобильной связи, обеспечила своих клиентов терминалами китайской компании Chung-Shing, отдав предпочтение этому производителю после кропотливого исследования множества предложений.