Споры о том, является ли мода искусством, не прекращаются уже много лет. В нынешнем же сезоне все стало с ног на голову. Дизайнеры спрашивают: «Может ли искусство стать частью моды?» И тут же отвечают: «Может!»
Этим летом на подиумах царят узы в нарядах, которые напоминают скорее полотна художников, нежели платья. Пожалуй, впервые просмотр коллекций – это еще и путешествие по своеобразному музею изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков.
Сама по себе идея подобного заимствования не нова. Джанни Версаче, например, шил костюмы и платья из ткани, принтом дл которой послужил знаменитый портрет Мэрилин Монро работы Энди Уорхола. Одними из самых известных творений Ива Сен-Лорана являются мини-платье, выполненное по мотивам живописи Пита Мондриана, и серия комплектов (жакеты и юбки), в которых образцами для вышивки бисером, золотыми пайетками и нитью послужили натюрморты с цветами Ван Гога.
Пожалуй, больше всех преуспел в этой области Эльза Скиапарелли. В своей первой коллекции она использовала мотив африканского искусства и работы художников-кубистов. Значительное влияние оказал на ее творчество сюрреализм. Особенно поражали придуманные ею головные уборы – шляпа-туфля, шляпа-баранья отбивная, шляпа-телескоп. Были и сумки в виде воздушных шаров, и ожерелья, выглядевшие так, словно они были сделаны из настоящих насекомых. Клапаны на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Скиапарелли тесно сотрудничала с художниками. Тот же Дали придумал для нее сумку в виде телефона из черного бархата, а Жан Кокто – мотивы для вышивок.
В этом сезоне все художественные направления собрались вместе. Особенно популярны импрессионистские и абстракционистские мотивы. Ткань словно в разводах краски, множество мелких изящных мазков, брызги и кляксы. Николя Гескьер для Balenciaga придмал платья, напоминающие полотна фовистов – яркие, с «цветочными» принтами. Бельгиец Дрис ван Нотен и британка Стелла Маккартни отдали должное импрессионизму. Дизайнеры Basso&Brooke выпустили на подиум моделей в шляпах, похожих на палитру, на которой смешивают краски…Продолжать можно бесконечно. Капли «стекают» даже с обуви (Sergio Rossi) и сумок (Yves Saint Laurent). Всех превзошли Доменико Дольче и Стефано Габбана. Рекламная кампания Dolce&Gabbana снималась в «мастерской художника», среди живописных полотен, которые во многом были схожи с платьями на моделях (кстати, раскрашенными вручную).
Второе рождение в моде переживает сюрреализм. В этом сезоне его флагманом стала Миучча Прада. Для основной коллекции Prada ею были придуманы туфли с каблуком в виде цветка, а для Miu Miu – босоножки, украшенные громадными стрекозами. Другие дизайнеры тоже не отстают. Джайлз Дикон представил вниманию публики принт с окровавленным олененком Бемби, Александр Маккуин сделал шляпу, похожую на стаю бабочек, а дизайнеры Виктор Хорстинг и Рольф Снёрен в качестве бижутерии «повесили» на моделей огромные белые скрипки.
Не обошлось и без супрематизма. Четкий графический рисунок из геометрических фигур находим в коллекциях Malandrino, Fendi, Kenzo…
Пока что мы можем говорить лишь об общемировой тенденции. На наших прилавках подобные «изыски» - явление пока еще редкое. Но прежде чем такие вещи появятся в огромных количествах, думаю стоит вспомнить, что не всякие разводы на холсте – это искусство. Так и в одежде. Не всякая аляповатая ткань может претендовать на сравнение (и сходство) с полотном талантливого художника. Остерегайтесь подделок.
На фото: Платье Эльзы Скиапарелли, вышивка по рисунку Жана Кокто