Ленин? Не может быть! Кого только не называют критики прототипом булгаковского Воланда. Сатана в чистом виде - так его именуют в народе, однако я считаю, что под маской дьявола самого дьявола и нет. Обман? Мистификация? Простим это мастеру, Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
И все же сделать попытку во всем разобраться стоит. Сатана в понимании общества - высшее зло. Таков ли Воланд? Вспомним эпиграф к произведению: "Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Под этими словами подразумеваются слова самого Воланда. Благо? Какое благо может нести в себе всемирное зло, источник "бесовства"? Нет, тут не все так просто. Речь идет не о Сатане в привычном для нас образе, все гораздо глубже.
Как в романе сам автор называет своего героя? - "Мессир". Да простят меня преподаватели русского языка, знатоки этимологии, но, на мой взгляд, слово очень близко и родственно по происхождению слову "мессия". Это ли имел в виду Булгаков, называя так Воланда?
Но вот что интересно: у автора "мессир" выполняет просьбу Иешуа. "Сатана в булгаковском романе - слуга Га-Ноцри по такого рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может... непосредственно прикоснуться", - такие слова я прочитала в статье известного литературного критика. Недаром Воланд замечает Левию Матвею: "Мне ничего не трудно сделать". Образ Сатаны отпадает совершенно однозначно.
Так кто же он, Воланд? В романе автор дает недвусмысленные намеки на тяжелое заболевание героя: "Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней". Зачем автору наделять Воланда симптомами заболевания?
Я считаю, что через этот прием Булгаков хотел показать болезнь самого общества тех времен, его "заразность" и ослабленный иммунитет ко всем соблазнам, порокам. Стоит полагать, что Воланд всего лишь "носитель сего вируса". Показателен эпизод в театре, где "мессир" и его свита, творя фокусы, указывали на пороки общества, на его безнравственность. Так мое представление о Воланде все дальше отдаляется от восприятия и соотношения его с Сатаной.
Может, в образе Воланда показана борьба добра и зла в самом человеке? Если смотреть на картину в целом: в герое ведь заметны и положительные качества, общечеловеческие достоинства. Ему не чужда справедливость, его суждения и поступки в целом на ней и основываются. Со мной могут многие не согласиться, особенно те, в чьем понимании роман - это атеистическое, мистическое и даже дьявольское произведение. Конечно, у каждого свое понимание и восприятие, но все же не стоит впадать в крайности.
"Дьяволиада" в произведении занимает не центральное место, Булгаков не стремился представить нам сатану в обличье Воланда. Автор мудр, он открыл для читателя простую истину: мир во многом таков, каким мы его видим, в том числе и литературный мир. Чёрт может надеть любую маску, в которой люди согласны его увидеть. Но не создатель маски в этом виновен
|