Довелось мне этим летом поработать в компании дорожных рабочих. Начиналось всё со слова «Сегодня с тебя вступительные». Услышав эти слова, я начал понимать, что месяц моей работы не окажется курортом.
В первую неделю моя работа заключалась в уравнивании земли перед жилыми домами, где месяцем раньше уложили высоковольтный кабель. Начало дня у моих напарников, работников со стажем, начиналось с «маленькой» бутылочки дешёвого вина. В простонародье оно называется «бырло». После стакана вина, мы брали в руки лопаты и ходили по бывшей траншее взад и вперёд, время от времени отдавая команды трактористу, чтобы он правильно срезал уровень «зелёнки». Это – первая задача дорожного рабочего.
Вторая неделя выдалась намного продуктивней. Нас перевезли на новый объект, где нужно было протянуть полкилометра масляного кабеля, который прилипает к рукам, как жевательная резинка к волосам. Ветераны, коих было около пяти, с самого утра выполнили главную функцию дорожного рабочего – принять на грудь. Зато потом они кабель не тянули, а висели на нём.
За подвыпившей группой оставались только укладка кирпича на кабель и его присыпка жёлтым песком.
Ещё одна из главных задач дорожного рабочего – это выкапывание траншей, только не трактором, а вручную. В этом случае лучше найти лопату покороче, чтобы из траншеи, где стать двумя ногами проблематично, доставать глину и песок.
В обеденный перерыв дорожный рабочий, должен уметь играть в «Козла» в домино, и знать правила как минимум пяти игр в карты «Тясяча», «Храп», «Рамс», «Дурак» и «21». Время на обед длиться минут двадцать, затем стол очищается и начинаются споры, смех и победные вскрики. За десять минут до конца обеда кого-то отправляют в магазин за «дозаправкой», чтобы вторая часть рабочего дня прошла ещё более продуктивно, чем первая.
Иногда, обеденный перерыв может пройти в жжении костров. Мне довелось работать на фирме, занимающейся кабелями, их же и жгут на кострах, чтобы разобрать на медь и алюминий. После сдачи цветных металлов, снова магазин – наиглавнейшая задача дорожного рабочего.
Вторая часть дня может пройти в чистке траншей либо поднятия плитки, укладки труб – это уже как будет угодно проекту и прорабу. Но есть группа людей, занимающаяся восстановлением плитки, которую поднимают перед прокладкой труб. Их задача заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки после прокладки, обеспечить людей нормальной твёрдой дорожкой.
Когда кабель протянут и засыпан, настаёт самая приятная пора для рабочих – благоустройство. Суть заключается в рассыпании «зелёнки» по засыпанной траншее и разбрасывании семян травы по периметру. Работа эта лёгкая и занимает довольно много времени – за это её так и любят дорожные рабочие.
В итоге мы получаем, что одна из главных задач дорожного рабочего – это магазин. Второстепенные – прокладка кабеля, рытьё траншей, укладка плитки и труб, посадка травы и благоустройство. Правда, это далеко не весь перечень тех занятий, которыми может заниматься дорожный рабочий. Как я понял, дорожник – универсальный человек, который может управиться и с лопатой, и с кувалдой, и с ломом, и даже с компрессором.
За время работы я хоть и не побывал на курорте, зато загар получил отменный.
|