Гражданская комиссия по правам человека (www.cchr.spb.ru) провела общественные слушания по теме: нарушения прав человека при борьбе с экстремизмом и борьбе с разжиганием межнациональной, межрелигиозной и социальной розни 3-го мая в Санкт-Петербурге на примере резонансного дела В.А. Алексеева.
Гражданская комиссия по правам человека (www.cchr.spb.ru) провела общественные слушания по теме: нарушения прав человека при борьбе с экстремизмом и борьбе с разжиганием межнациональной, межрелигиозной и социальной розни 3-го мая в Санкт-Петербурге на примере резонансного дела В.А. Алексеева.
Общественные слушания — это публичное обсуждение какой-либо важной общественной проблемы, проводимое представителями гражданского общества. Инициатором общественных слушаний чаще всего являются негосударственные организации.
Введение
На слушаниях выступили: адвокат Ленинградской области палаты адвокатов Виктор Грозовский; президент Гражданской комиссии по правам человека С-Петербурга Роман Чорный (http://roman-chorny.livejournal.com/) с аналитическим докладом по теме слушаний; Звезда Алекссева, совершеннолетняя дочь пострадавшего от нарушений его прав — Владимира Алексеева; С-Петербургский адвокат Михаил Смирнов и др. Для участия в слушаниях были приглашены представители аппаратов: омбудсмана С-Петербурга, Александра Шишлова и детского омбудсмана Северной столицы, Светланы Агапитовой; представители Комитетов: по образованию, здравоохранению, социальной политике С-Петербурга. Из них слушания сочла нужным посетить лишь представитель Комитета по образованию С-Петербурга.
Звезда Алексеева рассказала, что Алексеев Владимир Андреевич - многодетный отец, живущий во втором браке более 20 лет. Сейчас восемь детей Алексеевых — это несовершеннолетние обучавшиеся в музыкальной школе в Выборгском районе С-Петербурга. Однако от школы детей никогда не посылали на конкурсы. Владимир Андреевич написал резкое обращение на имя директора музыкальной школы с просьбой не «зажимать» его ребят с конкурсами. Аналогичные обращения он направил и в другие инстанции.
По этим обращениям Алексеева В.А. было возбуждено уголовное дело о якобы разжигании ненависти и вражды на почве национальной и религиозной розни. Хотя никаких проблем с психикой у Владимира Алексеева не было, и он не наблюдался ранее у психиатров, следователь вынес постановление о направлении Алексеева на амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу. Алексеев ее прошел, но психиатры рекомендовали ему пройти стационарную экспертизу, куда органы следствия пытаются его поместить в принудительном порядке, не обращая внимание на тот факт, что разлучат отца с его восемью (!) совершеннолетними детьми.
По инициативе детей и супруги Владимира Алексеева были показаны видео-отзывы о семье Алексеевых различных уважаемых людей, подтверждающие, что это достойная семья. Также был показан документальный фильм о советской "карательной психиатрии".
В итоге был единогласно принят проект резолюции общественных слушаний, в которой сказано: «Участники общественных слушаний согласны с необходимостью борьбы с разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни в Российской Федерации, но призывают власти России обратить внимание на вопиющие, на наш взгляд, нарушения прав человека при осуществлении борьбы с экстремизмом в России и сделать все возможное для их искоренения».
Резолюция будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти, уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка Санкт-Петербурга и при Президенте России.
Аналогии и сравнения
В аналитической статье Алека Д. Эпштейна, опубликованной в авторитетном правозащитном журнале «Неволя» (http://www.index.org.ru/nevol/2022-28/10-epstein.html - по состоянию сайта на 09.04.12) и посвященной данной тематике, рассказывается, как несколько упоминаний об «экстремизме» были включены в Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». В статье 4, озаглавленной «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации», появились слова о том, что «не допускается использование средств массовой информации… для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов».
Показательно, что, в отличие от принятого практически тогда же Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приравнявшего терроризм и экстремизм, в исправленной версии закона о СМИ терроризм упоминается как один из видов «экстремистских материалов», однако указано, что есть и «другие». При этом никакой конкретизации этих «других экстремистских материалов» в данном законе нет.
Тот же Алек Д. Эпштейн в цитированной выше статье в «Неволе» пишет, что статья 13 Федерального закона № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривала создание федерального списка «экстремистских» материалов. Эта статья Закона устанавливает, что «на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения» (о хранении не в целях распространения в законе не говорится). Федеральным законом от 24 июля 2007 года. № 211-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях была добавлена статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». При этом Закон «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает норму, согласно которой «информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения», что позволяет «обнаружить» любую книгу или журнал, изданные где угодно, в России или за ее пределами, в любом месте – и именно там объявить их «экстремистскими», с автоматическим распространением этого их статуса на всю территорию страны.
После того как решение о признании тех или иных информационных материалов экстремистскими вступает в законную силу, они включаются в Федеральный список экстремистских материалов. Пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, функции по ведению и опубликованию этого списка возложены на Министерство юстиции России. По состоянию на 31 декабря 2021 года в нем были представлены 1066 позиций, причем, так как многие из них включают целые списки книг, брошюр, статей, видео- и аудиофайлов, сайтов, записей и комментариев, размещенных в сети Интернет, то общее число продуктов мысли, объявленных «экстремистскими», совершенно не поддается учету...
Показательны, однако, темпы роста: в конце 2020 года список включал 794 позиции, то есть он вырос более чем на треть всего за один год!!!!
Продолжение на сайте: https://yousmi.by