В чем секрет долгожительства радиоспектаклей?
Многие, думается, помнят некогда популярную радиопрограмму «Театр у микрофона», имевшую большой успех у слушателей. В одно и то же время любители театрального искусства собирались у приемников и слушали очередную радиопостановку. Но со временем на радио ситуация стала меняться: в моду вошли развлекательные программы, «Театру у экрана» не нашлось места в сетке вещания.
И какого же было мое удивление, когда недавно в эфире первого национального радиоканала довелось услышать постановку Д.Родари «Приключения Чиполино». Оказывается, жив еще радиоспектакль! Постановочная литературно-драматургическая программа «Театр Белорусского радио» была восстановлена по просьбам слушателей, и теперь каждую субботу в 21.00 в эфире первого национального радиоканала можно услышать оригинальные постановки произведений белорусских и зарубежных авторов.
На одном из частных радиоканалов мне рассказали, что не прочь создать подобный проект, но у их целевой аудитории нет в этом потребности. Выпускать же убыточные программы нецелесообразно.
На нескольких российских радиостанциях идет программа «Театр у микрофона». Слушатели могут наслаждаться классикой мировой литература в исполнении великих актеров театра и кино. И никто не жалуется на нерентабельность подобных проектов.
Кому-то может показаться весьма удивительным, что сегодня кто-то слушает радиоспектакли. Но не забывайте, что не у всех есть возможность посетить театр. Не думаю, что житель небольшого населенного пункта, интересующийся театральной жизнью, имеет возможность регулярно посещать областные или столичные храмы искусства. Некоторым же не позволяет здоровье прийти в театр. Да и кто откажется от возможности послушать радиоспектакль с участием любимого актера, которого, возможно, уже нет в живых!
К несомненным плюсам радиоспектаклей можно отнести развитие воображения у слушателей, чему способствует обыденная домашняя обстановка. Поэтому актерам не обойтись без сдержанной, мягкой, психологически глубокой голосовой игры.
— В обычном спектакле актера могут спасти костюмы, декорации, пластика, грим, а в радиопостановке всего этого нет, нужно полагаться только на свой голос. Очень приятно, что именно за роль в радиопостановке «Хамуцыус» по поэме Аркадия Кулешова мне присудили Государственную премию. На создание только одной серии уходило по месяцу напряженной работы, но это стоило того. Поэтому я могу сказать, что работа актера в радиоспектакле в плане отдачи ничем не отличается от театральной постановки, — говорит актриса Купаловского театра Зинаида Зубкова.
Днем рождения советского радиотеатра принято считать 25 декабря 1925 года. В этот день — столетний юбилей восстания декабристов — в эфире появилась радиопьеса «Вечер у Марии Волконской», которую написал русский радиорежиссер Николай Волконский. А уже через десять лет на радио создаются специальные литературные отделы и редакция «Театр у микрофона», целью которых была популяризация достижений литературных, сценических и музыкальных произведений. Прошло не одно десятилетие, а радиоспектакли существуют до сих пор. Секрет их долгожительства, наверное, в том, что истинные ценители театрального искусства будут всегда, им намного интереснее послушать в очередной раз радиопостановку, вышедшую не один год назад, нежели новый «хит» от Верки Сердючки.
Оставьте свой комментарий