«Как вы можете такое снимать?! Почему так мрачно?» - слышит чаще всего от зрителей Сергей Лозница. Кто-то благодарит за правду, некто упрекает режиссера в угодничестве, некоторые укоряют во лжи. Вот только равнодушных не остается никогда. «Счастье мое» - новое русское кино, корнями и традициями уходящее, правда, во времена, куда более отдаленные.
Фильм-обладатель Гран-при XVII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» - явление в кино. Как и сам Лозница, явившийся в мир игрового кинематографа из документального, а в мир документального – из математического.
После просмотра картины «Счастье мое» даже самый хладнокровный зритель оживленно начинает задавать вопросы. Наиболее популярные из них: зачем снимать такое кино? Кому это выгодно? Почему опять о провинции сняли «чернуху»? А о чем, собственно, фильм? К сожалению для вопрошающих, ответ из ленты можно получить только на последний.
Поддаваясь всеобщему порыву, не упущу возможность очертить хотя бы для себя ответ: так о чем же кино? И сразу предложу другие правила игры: давайте посмотрим немного шире истории о дальнобойщике или просто «очередной российской чернухе». Давайте постараемся увидеть в картине сказку, иносказание, отчасти историю-предупреждение, но никак не обобщение и не реальность. Лозница любит повторять, что «чтобы очертить тело, нужно очертить границы, обозначить точки экстрима». А значит, мир, который мы видим на экране, описан границами, а не серединой.
Эти границы описывают вполне простую истину о зле, которое всегда возвращается. Рефреном эта мысль звучит и в истории главного героя, и в нескольких флешбеках. Не выходит из головы и после просмотра. Знакомые любому гоголевские персонажи в нереальных, порой мифических историях иллюстрируют мир без Бога и дьявола, где все зло – от самого человека. Эта страшная истина последние годы все чаще волнует российский кинематограф. Можно проводить параллели и с картиной «Четыре», с фильмом «Юрьев день», «Груз 200», «Кочегар»… На экране все чаще появляются персонажи из «шоу уродов» и сцены насилия, а общим знаменателем для подобных работ можно поставить балабановские слова из «Кочегара», мол, на войне, это другое, там свои и чужие, а здесь все свои.
Военные флешбеки в «Счастье моем» очередной раз подтверждают, что на человеке ярче всего генетически отпечатался опыт насилия. Об этом на протяжении всего фильма и напоминает режиссер, о беспричинном зле, причины которого, каким бы каламбуром это ни звучало, закопаны на несколько пластов ниже. Социальных ли, исторических или еще каких.
Лозница с ловкостью и терпением мастера шитья изготавливает свое кинополотно: все эпизоды тесно переплетены, ничего нельзя выбросить, иначе структура рвется. Но швы эти не настолько крепко связаны, чтобы не оставлять воздуха и пространства для рефлексий. Это легкое ватное «кино-одеяло».
Один из ярких конфликтов фильма – конфликт инакомыслящих. Отца семейства убивают почти на глазах ребенка только за то, что культурного возрождения хотел, пусть даже при немецкой власти. В поле героя бьют по голове тоже потому, что «не такой», не пьет со всеми, одет в чистое. Да от проститутки и то попало, что пожалел, помочь хотел. Все благие намерения отвергаются, как инородные элементы, отталкиваются и не приживаются. «Тебе чего, больше всех надо? Видишь, стоят все? Вот и стой!» - типичное мышление «среднего человека», который стоит, и главное не лезет никуда (вспомните программный монолог «Не лезь»). И опасность, трагедию видит Лозница как раз в таких, стоЯщих людях.
На зрителя фильм «Счастье мое» действует раздражителем. В соседнем ряду зычный мужской голос попросил порцию «дезинфекции», так, грамм сто, для храбрости. Девушка передо мной молча смотрела на экранное полотно. Есть о чем помолчать. Бойкая пенсионерка пустилась хаять режиссера по чем зря. Энергичный студент восхищенно пересказывал увиденное другу по телефону, прячась за спинку соседнего стула. А Сергей Лозница тем временем терпеливо «отстреливался» и на вопрос о мрачности давал четкие ответы, что фильм – модель, а насколько вы себя видите в этом фильме – это ваша проекция.
Анна ЕФРЕМЕНКО
Оставьте свой комментарий