За последнюю неделю белорусская публика смогла увидела столько театральных экспериментов, поисков, новых форм, сколько, уверена, не каждый видел за всю жизнь. Целых шесть дней подряд «Тот самый фестиваль» делал небольшие (а подчас очень даже большие) открытия, внося новые и новые черты в портрет театра в нашем восприятии.
«Извините, но у Вас очень уж нос горбат. Драматургия ни к черту, сюжета даже нет. Что это Вы бегаете по улицам размалеванный… Вряд ли Вас можно назвать театром» - «А у Вас глаз косит. Что это за безобразие такое? Мы же все люди не глупые, знаем, что основа любого спектакля – действие. А где же оно у Вас? Один нескончаемый монолог. Вы, милочка, простите, тоже к театру никакого отношения не имеете». «Тот самый фестиваль» показал и доказал, что самое главное в театре это то, что он может быть абсолютно, совершенно, невероятно разным! Самым показательным в этом плане представлением фестиваля, на мой взгляд, стал уличный спектакль «Вторжение» театра Kud Ljud из Словении. Три розовых человечка, не претендуя на раскрытие глубоких философских тем (да и вообще, по-моему, ни на что такое глобальное не претендуя) вышли в толпу и зарядили ее такой энергией, что плевать стало на то, что вся одежда – испачкана розовой краской, что пакетик от сока, который дают тебе в руки, только что «розовенькие» достали из придорожной мусорки, что пельмени, которые летят в толпу, только что были выхвачены силой в ближайшем магазине. Радость, да и только! Надо было видеть, как включались в игру зрители. Розовые пятна на щеках, лбах, волосах, словно невероятный вирус заставляли людей смеяться, кривляться, играть, забывая о каких бы то ни было барьерах и условностях. Увиденное мной невероятно обрадовало, но, признаюсь, и огорчило изрядно: ведь ничего сверхъестественного словенские актеры не делали, всё представление было до предела простым и ясным, но для нас это – невероятное открытие, потому что в области уличного искусства мы, к сожалению – люди первобытные.
Зато было чем похвастаться белорусским коллективам в области пластики. Значительное место в программе заняли спектакли “НеТанцы” Евгения Корняга, “Доступ к телу” театра ИнЖеста, вечера современной хореографии от театров «D.O.Z.SK.I» и «KARAKULI». И это только профессиональные коллективы, в рамках же молодежной программы фестиваля были представлены спектакли театров «EYE», «Бармаглот», студии «Ронд». Несмотря на своеобразный театральный вакуум нашей страны, пластические труппы на месте не топчутся, предлагая совершенно разные концепции сценической организации: от развлекательно-массовой до интеллектуально-авторской, от Contemporary Dance до свободного пластического танца, от контактной импровизации до буто. Фестиваль показал, что первые шаги белорусскими актерами-танцовщиками делаются и области пантомимы.
Но это всё, скорее о форме. Есть что сказать и о содержании. Показанные на фестивале спектакли еще раз подтвердили: театр всё настойчивее стремится играть на струнах нашего бессознательного, заставляет строить бесконечные ассоциативные цепочки, копаться в кладовых памяти, прибегать к опыту собственной жизни. Поэтому самый часто звучащий в театральных холлах вопрос «Ну и ЧТО ты из всего этого понял?» должен звучать «А КАК ТЫ все это понял?». Именно поэтому недоумение или даже возмущение от увиденного, стремление разобраться и найти для себя точные ответы на внутренние вопросы – самая правильная реакция на такие спектакли. Нам, воспитанным на лучших традициях психологического театра, довольно сложно воспринимать театр, в котором нам отводится довольно ответственная роль: не просто зрителя, стороннего наблюдателя, но и соавтора, сотворца. И если идя на классические постановки, чаще всего готовимся оценивать игру актеров, режиссерское видение проблемы, его работу с первоисточником и поиски новых решений, то идя на современный экспериментальный спектакль стоить готовиться оценить в первую очередь самого себя, свое место во всем происходящем и степень своего соответствия такой роли. И лично мне всё это кажется безумно интересным. А вам?
Оставьте свой комментарий