В Каире 4 мая состоялась церемония подписания палестинскими политическими движениями соглашения о межпалестинском примирении. На церемонии присутствовали руководитель ФАТХ и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, лидер ХАМАС Халед Машааль, а также представители стран-членов Лиги арабских государств, генсек ЛАГ Амр Муса, спецпосланник генсека ООН Пан Ги Муна, глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, генсек ОИК Экмеледдина Ихсаноглу.
Документ о межпалестинском примирении был подписан спустя почти четыре года, после того как ХАМАС захватило власть в секторе Газа. Стороны, по их признанию, преодолели все разногласия, в особенности, в отношении вопросов по срокам формирования и составу правительства национального согласия, а также срокам и порядку проведения выборов.
Махмуд Аббас подчеркнул, что рассчитывает на признание государственности Палестины уже в сентябре текущего года. Заявлению Аббаса вторит и президент США Барак Обама, который подчеркивает, что хотел бы к сентябрю увидеть создание нового государства.
Однако интрига назревает в свете того, что лидеров ФАТХ и ХАМАС уже не раз старались усадить за стол переговоров, но чаще всего попытки оставались безрезультатными, а переговоры заканчивались, не успев начаться.
Хотя следует внести поправку: нынешние переговоры и подписание соглашения – прогресс весьма успешный. Разговор начинался неохотно, но во многом благодаря Египту, который выступил в этих переговорах посредником, беседа переходит на дружественный тон.
До сентября палестинским политическим движениям предстоит многое сделать. И каждый шаг, будь то вопрос о новом правительстве или предстоящие выборы, может стать очередным поводом для конфликта и прекращения переговоров. Межпалестинское соглашение – тонкая и чуткая материя. Стоит повеять прохладному ветру – и искры конфликта разгорятся вновь с большей силой. Поэтому международная общественность, которая так активно ратует в поддержку Палестины, весьма осторожна в своих заявлениях.
Многие страны мира поддержали позицию США о непрепятствии созданию единого государства Палестина, в том числе и Россия. Резок в высказываниях только Израиль, что вполне очевидно.
Напомню, что конфликт между ФАТХ и ХАМАС развивается с тех самых пор, как ХАМАС выиграл выборы законодательное собрание в секторе Газа в январе 2006 года. Впервые в палестинской администрации, с момента ее создания, господство ФАТХ пошатнулось из-за появления большинства в парламенте у ХАМАСа, признанное в Израиле и ряде других стран террористическим. Летом 2007 года между сторонниками ФАТХ и ХАМАС произошёл вооруженный конфликт, в результате которого сектор Газа оказался под контролем движения ХАМАС, а части Западного Берега реки Иордан, находящиеся под управлением Палестинской автономии, оказались под контролем ФАТХ. С лета 2007 года Израиль усилил блокаду сектора Газа, которая продолжается до сих пор.
Египет уже не первый раз выступает посредником в диалоге политических сил Палестины. В 2019 году ни один из шести раундов примирения не привели стороны конфликта к соглашению о восстановлении единства палестинской политической системы и преодолении раскола.
Тогда ХАМАС обмолвился, что главным препятствием для достижения палестинского единства является проблема арестов по политическим мотивам сторонников ХАМАС на Западном берегу реки Иордан, который контролирует ФАТХ. К тому же стороны не достигли согласия по таким вопросам, как новый закон о выборах и формирование общих сил безопасности. Казалось бы, стороны заверяют общественность, что вопрос о выборах и новом правительстве успешно решается, и скоро объявят состав нового руководства Палестины. Но рано делать выводы.
После подписания соглашения о примирении активизировались аресты лидеров ХАМАС израильскими военными. Последним арестовали высокопоставленного руководителя одного из отделений ХАМАС Хасана Абу-Куэйка. Ситуация крайне опасная и напоминает скорее хождение по острию ножа, нежели стремление разрешить конфликт. Никакой решительной реакции со стороны ХАМАС пока не последовало. Молчание можно расценивать двояко: как выдерживание молчаливой паузы перед плодотворным политическим диалогом или же перед ответной реакцией, своего рода затишье перед бурей.
Смело могу предположить, что аресты не послужат поводом для срыва мирных переговоров. Тем более, что заинтересованных сторон значительно прибавилось: свою деятельность активизировала и официальная Москва, предоставив площадку для встречи, чем доказала свою заинтересованность в роли одного из основных посредников в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. Число стран, поддерживающих мирное соглашение ФАТХ и ХАМАС, перевалило за сто.
Автор: Александра Гавриченко