"Нищий Китай", каким он был до 90-х годов прошлого века, канул в небытие. Китайцы приняли правила игры общества потребления - и активно потребляют, покупают и продают.
В 2005 году спрос на автомобили в Китае вырос на 21,4%. Причем из 100 проданных автомобилей 60 приобретаются в частное пользование, а в крупных городах этот показатель доходит до 80. Китайцы питают особую любовь к бренду Volkswagen, тем более что местное производство автомобилей этой марки существует в стране уже не один десяток лет. Таксисты ездят на южнокорейских машинах, большинство - на Hyundai. А вот собственные китайские бренды, столь активно продвигаемые в России, пока не пользуются популярностью у себя на родине - просто потому, что в Китае призывы "поддержи отечественного производителя" лишены всякого смысла. Производство подавляющего большинства иномарок локализовано, и вне зависимости от бренда практически любая продукция, продаваемая в Китае, для местных жителей является отечественной.
Дороговизна недвижимости в Китае, декларируемая СМИ, на деле весьма далека от московских представлений о дороговизне. Да и инфраструктура жилья отличается от привычной нам: например, каждая новостройка в обязательном порядке снабжается подземным паркингом, причем машиноместо в паркинге стоит 14 000 юаней ($2000) в аренду на 30 лет. А хорошая 2-этажная квартира с подземным паркингом, подвалом и внутренним двориком в центре Пекина обойдется в 15 000 юаней (чуть больше $2000) за квадратный метр. Средняя же цена недвижимости в городе - $1200-1300 за квадратный метр. Цены на недвижимость даже в Пекине уже почти не растут, а в Шеньчжэнь и Гуанчжоу и вовсе падают. При этом процентные ставки по ипотечному кредиту - 5% на 15 лет - дают доступ к жилью самым широким слоям населения. Госслужащий, получающий 10 000 юаней ($1300) в месяц, вполне может позволить себе собственное жилье. В городах и поселках среднедушевая площадь жилья составляет 26 кв. м, у сельских жителей - около 30 кв. м (для сравнения: в России средняя обеспеченность жильем по всей стране - около 21 кв. м на человека). Для людей с низким уровнем дохода государство предлагает жилье в аренду по весьма скромным ставкам. В прошлом году на строительство такого социального жилья Компартия Китая направила 4,9 млрд юаней. Китайское правительство заботится о жилищных условиях своих подчиненных, и состоять на госслужбе в Китае не только престижно, но и экономически выгодно. Для сотрудников госслужб жилье продается по внутренним ценам. Например, в прошлом году МИД Китая купил жилой комплекс для своих сотрудников и продавал им квартиры по цене, на 50% ниже рыночной.
На питание китайцы тратят в среднем в 10 раз меньше, чем россияне, - притом что их рацион по составу основных продуктов можно отнести к здоровому, а соответственно, и дорогому питанию. Китайцы едят рис, морепродукты, рыбу, а вот потребление мяса в стране падает.
Как известно, организм настоящего китайца не способен усваивать лактозу. Однако мода на молочные продукты докатилась и до этой страны, в которой никогда не существовало традиций молочного животноводства. Всю молочную продукцию Китай импортирует, что делает обычную ряженку, простоквашу или кефир продуктами экзотическими и доступными только верхнему классу. А вот расхожее мнение, что организм китайца не способен усваивать алкоголь, не имеет под собой никаких оснований. Алкоголь в Китае любят, причем алкоголь местного производства. Импортное спиртное не по карману среднестатистическому китайцу, поскольку оно стоит в среднем в 4 раза дороже местных аналогов. Самое обычное, ординарное китайское пиво стоит примерно 2 юаня (30 центов). Интересно, что пиво таких сортов китайцы называют "пивом Путина" - из-за созвучия китайского произношения слова "ординарное" и имени российского президента. Вино же популярно лишь в крупных, богатых городах, например в Пекине и Шанхае.