Античные театры изначально располагались между холмов или гор. На их склонах устанавливали скамейки, предварительно которые вырубались. И не трудно предположить в какой форме они устанавливались, чтобы зрители могли довольствоваться интересными событиями. Под открытым небом – выполнялось самое необходимое условие во время строительства амфитеатров.
Огромное количество зрителей вмещал в себя Колизей. Его размах можно было ощутить во время посещения самого известного памятника в Эпидавре. 17 тысяч зрителей могли в один момент получать удовольствия от просмотра выступлений. И было что смотреть.
В репертуаре всегда, или почти всегда, присутствовали: бои гладиаторов, травли диких зверей, конные ристалища, театрализованные представления. Как бы ни кроваво все выглядело, а для Рима появление крови во время выступлений было незаменимым действием.
В процессе изменений амфитеатр представлял собой соединение двух подковообразных греческих театров. А в центре располагалась эллипсовидная арена. Ее огораживали высокой стеной. А дальше уже могли расположиться зрители на сидениях согласно иерархии, которая также устанавливалась согласно статусу.
Открытые ярусы занимали предположительно состоятельные граждане Рима и других стран. И уже за ними на самом верху постройку Колизея завершала колоннада. Здесь, на верхушке, располагалась остальная публика.
Амфитеатры сохраняли свою открытость. И сверху натягивался тент с помощью мачт, который же выполнял функцию крыши. А места зрителей поддерживались многочисленными столбами и арками, где расположены были галереи, фойе и лестницы для переходов.
Место для зверинца архитекторы Рима предусмотрели. Оно находилось под самой ареной. Снабжено подвальное помещение было и механизмами, с помощью которых осуществлялись все функции перемещения во время подготовки к представлениям и во время самих торжеств.
Крупнейший амфитеатр или Колизей сохранился в Помпеях, вернее все, что от него осталось. Его размах менее, чем объем амфитеатра размещенного в Эпидавре. Всего 15 тысяч зрителей. Но этого хватало.
Сохранились и руины самого крупного Колизея, или амфитеатра Флавиев. Колизей имел стандартные формы эллиптического плана. Но отличался наличием четырех ярусного амфитеатра. По масштабам вмещения публики он превышал всех своих предшественников. Порядка 50 тысяч зрителей могли единовременно смотреть бои гладиаторов, выступления жонглеров и многие другие увеселительные мероприятия, которые для них и готовились.
И не только огромной вместимостью славились Колизеи. Акустические данные всегда были лучшими. И за этим следили архитекторы, когда разрабатывали постройки. И оптические данные не менее уступали акустике. Поэтому публика довольна была, даже если все действия смотрелись и слушались с верхних ярусов.
Колизеи сейчас можно увидеть во многих странах. И культура эпохи римской империи не исчезла. Она приобрела масштаб современности. И цирк – это современное название Колизея. Искать факты подтверждения этому бессмысленно. Достаточно побывать на представлениях и сравнить структуру построения арены цирка со всеми его составляющими частями.