Сюжет фильма прост, поначалу до боли знаком и тем ужасен: в классе есть лидер, есть приспешники, есть равнодушные созерцатели и есть один неудачник, насмешки над которым постепенно перерастают в садистскую животную травлю.
Поначалу смотришь и думаешь : как же такое возможно? Как же возможно, чтоб ни один человек, тем более ни одна девушка не сказала «Что же вы делаете?», будучи свидетелями не просто оскорблений или тычков, а откровенных изощренных издевательств. Но…
Но вспоминается своя школьная юность. И хоть не было такой звериной жестокости, но все это было… Был лидер, который зачинал травлю. Был так называемый «лох», который не мог оказать сопротивления. И были все остальные, которые просто стояли в стороне и посмеивались. И я стояла.
Мы все по отдельности – хорошие добрые дети. Но почему-то, когда мы вместе, мы становимся очень жестокими. Потом, прокручивая в голове или глядя на подобные эпизоды в других коллективах, просто не понимаешь, как такое может происходить, и искренне возмущаешься. Но когда ты изнутри ситуации, напрочь стираются какие-то моральные устои. Просыпаются животные инстинкты.
Вспомним то же «Чучело». Читаешь, смотришь – жутко, а ведь ситуация до ужаса обыденная, не в одном классе повторяющаяся.
Да и не только с учениками ведь такое бывало. Некоторым учителям тоже приходилось иметь дело со зверинцем, где даже отличники, прикрываясь зачинщиками,играли по общим правилам. Когда я вижу фильмы про «трудные» классы, про откровенную наглость и хамство в школе, мне очень неприятно и как-то жутко осознавать, что мы со стороны зачастую выглядели именно также - бесчувственным диким стадом. Что страшно – мы сплачивались именно в плохом, во многом именно поэтому многим из нас нравилось происходящее. Казалось, что тогда мы в наибольшей степени становились коллективом...
Можно ли как-то бороться с насилием в подростковой среде? Вряд ли. А эстонский фильм закончился вполне закономерно: обессилевшие от каждодневных унижений жертвы взяли в руки оружие.