Известно, что ранее накопленные знания и новые научные результаты находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и наиболее прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность.
Изучение в научном смысле есть выявление каких-то новых, неизвестных ранее качеств предметов, которые уточняют возможности практического применения знаний, расширяют наше знание об их прежних свойствах. Изучать - это значит вести поисковое исследование.
Конечно, в науке бывают и случайные, как говорят, «счастливые» открытия. Но они единичны и редки, на них рассчитывать нельзя. Поиск и открытие, как справедливо утверждает академик Б.М. Кедров, - это преодоление познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела. Научное познание движется в рамках трех категорий, выражающих основные ступени всякого познания вообще. Эти категории таковы: единичное, особенное, всеобщее. Переход от одной категории к другой, более высокой, связан с процессом обобщения, так как особенное выступает общим по отношению к единичному. Очень труден и требует напряженной работы мышления переход (или скачок) от особенного к всеобщему .
Объекты научного поиска и методы поисковых исследований в диссертации, отмечает A.M. Новиков, чрезвычайно разнообразны.
Изучать в научном смысле - значит проводить мысленный эксперимент, размышлять, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий, в том числе и так называемые «факторы». Вспомните легенду об Архимеде (ок. 287- 212 гг. до н.э.), сумевшем разгадать секрет о содержании серебра и золота в короне сиракузского царя Гиерона, когда Архимед сидел в ванне и наблюдал вытеснение воды своим телом.
Изучать в научном смысле - это искать противоречия в существующих научных представлениях. Такой общеметодический подход в научном познании важен не только для получения оригинальных и ценных теоретических результатов, но и для формирования мастерства молодых исследователей. По заключению академика Н.Н.Семенова, «... для ученого натолкнуться на малое или большое противоречие - дар судьбы. Его нельзя упускать. ... в научной работе не стоит бояться противоречий, их надо искать».
Изучать в научном смысле - это также возвращаться к уже решенным задачам и вопросам, предлагать их рассмотрение в диссертации в новых аспектах познания истины, с новых методических позиций.