После 9-ти лет тюремного заключения за убийство матерый гангстер Оуни Мэдден отправился в самый «черный» квартал Нью Йорка -- Гарлем. С благословением Аль Капоне и стопкой наличности он без проволочек стал владельцем местного клуба Deluxe, расположенного на 125-ой улице, в здании со счастливым номером 666. Вскоре о клубе Мэддена заговорила вся Америка, ведь здесь безнаказанно предоставлялись две главные запретные вещи: выпивка и джаз.
Свое гарлемское детище Оуни назвал «Cotton Club» -- в честь плантаций хлопка, на которых трудились рабы с юга Соединенных Штатов. Название четко обозначило расовую политику клуба: «Только для белых» ("For Whites Only"). Цветовой барьер в клубе соблюдался неукоснительно: обслуга и музыканты были исключительно темнокожими, посетители - исключительно белыми. Головорезы Мэддена зорко следили, чтобы в заведение не попали ни черные, ни межрасовые пары. Управляющий клубом Джордж Демэнж по прозвищу Большой Французик однажды не впустил «отца блюза» -- темнокожего Уильяма Хэнди. Даже джазовые ревю писали только белые музыканты: Гарольд Арлен, Тед Кёхлер, Дороти Филдс и Джимми МакХаг. Это были мастера высокого класса, с которыми любое заведение было обречено на успех.
Внутренняя обстановка заведения выглядела экзотично: декорации изображали первозданные африканские джунгли, в которых играют свою музыку негры (читай -- дикари). Это, конечно, бессовестно пахло расизмом, но что поделать - таковы были реалии того времени. К тому же для джаза, называемого «музыкой джунглей», такие декорации пришлись очень кстати, создав характерный антураж. Еще одно новшество «Коттон клаб» -- минимум декораций, чтобы гости уделяли основное внимание предложенным перфомансам и музыкальным шедеврам. Частью шоу было выступление светлокожих афроамериканок, которые были и хористками, и танцовщицами одновременно. Согласно стандарту Мэддена, девушки в хор отбирались по правилу «трех «Т»: «Tan, Tall and Terrific!» («высокие, загорелые и восхитительные»). Эти полуодетые красотки исполняли зажигательные танцы под дьявольские ритмы джаза и удары там-тамов. В одной из таких трупп начинала свою карьеру 16-летняя вокалистка Лена Хорн.
1. Cotton Club Band из Сент-Луиса 2. Cotton Club шоу 3. Внутреннее убранство Cotton в 20-е годы 4. Танцовщицы Cotton Club
Вскоре «Cotton Club» стал главным местом досуга для богатых нью-йоркских полуночников. Каждое воскресенье в клубе проходили «Ночи знаменитостей», на которых присутствовали Джимми Дюранте, Джордж Гершвин, Эл Джолсон, Мэй Уэст, Ирвинг Берлин, Эдди Кантор, мэр Нью-Йорка Джимми Уолкер и другие известные и очень важные персоны. Клуб прозвали «Аристократом Гарлема», ведь при всем лоске и роскоши, он находился в сердце квартала, который со временем становился все более «черным», заселяясь неграми-бедняками с Юга. Они нередко собирались кучками недалеко от клуба, чтобы поглазеть на «боссов», выходящих из своих шикарных автомобилей и такси.
И вот ведь парадокс: именно чернокожим «Cotton Club» обязан своим успехом. В 1927 году в клубе начал постоянно играть оркестр Дюка Эллингтона, который принес и заведению, и самому музыканту головокружительный успех. Эллингтон создавал не только танцевальные ритмы для шоу, но и оригинальные увертюры, «эффекты джунглей», экспериментировал с оттенками звука и аранжировками, чего не могли себе позволить гастролирующие коллективы. За четыре года в «Коттон» Эллингтон и его музыканты стали баснословно популярны, а политика исключения чернокожих визитеров резко ослабела.
Аранжировщик Пола Уайтмена, композитор Ферд Грофе, приходивший послушать команду Эллингтона две недели кряду, однажды подошел к Дюку и сказал: "Я очень хотел позаимствовать что-нибудь из ваших звучаний. Но, увы, это невозможно. Такое может звучать только у вас".
В 1931 году группа Эллингтона покинула родной «Cotton», чтобы пожинать плоды славы на своих первых гастролях. Ее сменил оркестр Кэба Кэллоуэя, ставший не менее популярным, чем его предшественник. Клуб создал несколько филиалов в разных частях страны и мира - всем хотелось вживую послушать его резидентов. «Cotton» подарил миру много талантливейших афроамериканских музыкантов, исполнителей и композиторов. Здесь начинали Флетчер Хендерсон, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Аделаида Холл, Каунт Бэйси, Бэсси Смит, Дон Рэдмен и Коулман Хоукинс, The Nicholas Brothers, Элла Фицджеральд, Билли Холидэй , Фэтс Уоллер, Нэт Кинг Коул и Этель Уотерс. Чечечточники Билл Робинсон и Сэмми Дэвис младший представляли публике «Коттон» свои танцевальные шоу.
1. Кэб Кэллоуэй в лучшие годы Cotton Club 2. Кэб Кэллоуэй 3. Кэллоуэй в работе 4. Луи Армстронг в Тhe Cotton Club
В 1936 году после расовых беспорядков в Гарлеме клуб временно закрылся, однако вскоре возобновил деятельность уже на Бродвее. Вскоре постановки стали терять свою привлекательность для зрителей, и стало понятно, что «золотое век джаза» остался позади. В 1940 году под давлением Великой Депрессии, высокой аренды, меняющихся вкусов и федеральных расследований налоговой службы «Cotton Club» закрылся.
Новый клуб со старым названием возродился на 125й улице Гарлема спустя почти сорок лет. Сегодня здесь кипит жизнь: каждый понедельник проходят Вечера Свинга и самые талантливые музыканты играют живой качественный джазовый мейнстрим - теперь безо всяких запретов. Но - положа руку на сердце -- это уже совсем другой клуб.