Шум. Грохот проезжающей телеги. Крики детворы. Старинные вывески и афиши.
В небольшом минском переулке, совсем недалеко от центра, мир был погружен в давно ушедшие времена. Здесь снимали одну из сцен нового фильма Геннадия Ивановича Палоки «Око за око».
Вот мимо прошелестела длинными юбками степенная барышня. Седой дворник в кепке набекрень и с цигаркой во рту покрикивает на прохожих. Двое школяров в гимназических костюмах с блестящими пуговицами надменно посмеиваются над мальчишками в обносках. Старая нищенка с тяжелым коробом медленно тянется вдоль улицы. А возле тумбы, которая огрызается агит-плакатом «Да здравствует красный террор» столпились студенты и рабочие. Они переговариваются и что-то рьяно обсуждают. Лица озабоченные, взгляды напряжены. В воздухе витает тревога. На балкон одного из домов выходит генерал. Вид у него уставший, но он сосредоточен и собран: провожает взглядом грузовик, ощетинившийся десятками матросских штыков, пристально всматривается в проезжающую карету. За углом резвится детвора, там слышны лишь их крики. На мгновение наступает практически абсолютная тишина. И вдруг… взрыв. Крики, беготня, пыль…
А через секунду зычный голос сообщает:
- Стоп, снято! Перерыв полчаса.
Мы с облегчением выдыхаем и сквозь разношерстную толпу пробираемся к заветному навесу, где расположилась съемочная группа. Нам повезло: на месте удалось побеседовать с одним из актеров и одновременно помощником режиссера Виктором Игоревичем Васильевом. Он любезно ответил на все наши вопросы.
- Виктор Игоревич, расскажите, пожалуйста, немного о самой картине.
- Это фильм совместного производства белорусской и русской кинокомпаний «Беларусь-фильм» и «Покровские ворота». Картина о человеческой судьбе, характере и выдержке, долге и совести. «Око за око» создается по роману Лавресеева «Седьмой спутник».
- Тысяча девятьсот семнадцатый год ведь выбран неслучайно. Так?
- Да, конечно. Это ведь смутное время, время революций. Именно тогда, в тех сложных условиях, проявлялись истинные черты многих людей. Каждый мог сделать свой выбор: неважно кем он был, рядовым матросом или генералом, неважно в каком городе он жил. Важно, что он выбирал между собственным достоинством и жизнью. Кто-то выбирал честь и совесть, кто-то жизнь. Люди, несшие в своих душах «горящие свечки», такие как, например главный герой картины, генерал Адамов, выбирали верность своему слову и долгу и не задумывались о выживании.
- Скажите, а какую сцену вы снимаете сегодня и почему именно этот закоулок Минска?
- Сегодняшний эпизод называется «У тумбы», это одна из первых сцен фильма. А место выбрано из-за того, что именно здесь архитектурный ансамбль сохранил особенности строений того времени. Я думаю, что Геннадий Иванович Палока не зря кропотливо подбирал место съемок. Он очень хорошо продумал все детали картины, конечно, чтобы сделать ее как можно живее и ярче.
- Вы на данный момент, кроме того, как актер, еще и помощник режиссера. Не трудно совмещать два дела сразу?
- Бывает трудно, но атмосфера в коллективе отличная, а потому и работается на ура. Особенно я восхищаюсь работой нашего режиссера. Он профессионально очень грамотен, обладает недюжинным интеллектом. Вот не поверите, но он может работать на площадки целые сутки: приходит раньше всех и заканчивает рабочий день последним. Геннадий Иванович быстро находит подход к людям. Он очень чуткий человек.
- Кто из белорусских актеров снимается в фильме?
- Актерский состав у нас просто замечательный. Из известных имен Александр Коршлеров, Анатолий Голуб, Валерий Зеленский и Виктор Васильев
- И когда же нам ждать картину на экранах?
- Точно не могу сказать. В апреле мы должны закончить съемки, которые уже длятся давно, с ноября 2006 года. Затем месяц-два уйдет на монтаж ленты. К концу года, я думаю, фильм выйдет в прокат.
За спиной у помощника режиссера началась суматоха. Мальчишки в обносках прекратили драться, заново проехала карета и автомобиль с военными. По тротуарам разошлись остальные герои этой сцены. Сразу становится понятно, время перерыва уже закончилось. Да так оно и есть. Тот же голос, что и раньше сообщает:
- Все по своим местам. Перерыв окончен.
Попрощавшись с Виктором Игоревичем Васильевым, мы уходим со съемочной площадки, и уже с нетерпением будем ждать премьеры, так как увиденное не только заинтриговало, но и потрясло наше воображение. Теперь останется только утолить любопытство при просмотре этой картины.