Фоторепортажи





   Фоторепортажи    Новостной календарь    Хостинг картинок    Статьи    Реклама

Каким должен быть автомобиль настоящего защитника правопорядка?

Автор: Редакция YouSmi

24.01.2009

Просмотров: 1042


Современные защитники правопорядка часто справляются со своими обязанностями без применения оружия, но без автомобилей их работа просто невозможна.

Догнать и перегнать
Как весьма метко было замечено в одной известной комедии, неотъемлемой частью работы защитников правопорядка является погоня. И успех этой работы напрямую зависит от того, насколько полицейский или милиционер будет быстрее правонарушителя.

В старых советских фильмах про доблестную милицию было всё просто: милиционер мог преследовать нарушителей на мотоцикле с коляской или догнать бандитский «Жигулёнок» на «Волге». Хотя на самом деле настоящих преступников ловили с помощью традиционного плана перехвата. Давали команду на посты, блокировали дороги (грузовиками или «колючей лентой»), а когда злодей бросал машину и бежал в лес или пытался скрыться в лабиринте дворов, его нагоняли уже на своих двоих.

Дело в том, что и преследуемые, и преследователи, как правило, находились за рулём самого массового советского автомобиля — ВАЗ. То есть они развивали примерно одинаковую максимальную скорость в135 — 150 км/ч. Такая же была и у милицейского ГАЗ-24. Поэтому догнать друг друга они могли только в одном случае: если нарушитель боялся гнать на всех парах, а милиционер, напротив, жал на газ до упора. Но, как правило, преследуемого больше страшит арест, чем возможность аварии.

В еще более конфузной ситуации оказались американские защитники закона в 20–30-х годах прошлого века. Расходы на полицию тогда были недостаточны, а автомобили стоили немало, поэтому для нужд полиции закупали самые дешёвые модели Ford. Самые дешёвые и самые тихоходные, которые, конечно же, не могли настичь мощные автомобили гангстеров. Впрочем, у них был один неоспоримый плюс: в середине 30-х годов американские полицейские автомобили оснастили радиоприёмниками, и диспетчер в управлении мог координировать работу патрульных машин. А с 1941 года в них появились и коротковолновые рации.

Было совершенно очевидно, что обыкновенные малолитражки и машины среднего класса не в состоянии справляться с задачей преследования нарушителей закона. «Два мира» (как называли когда-то США и СССР) решали проблему каждый по-своему. Советский метод — под капот серийного легкового автомобиля втиснуть более мощный, шести- или восьмицилиндровый двигатель. Таким были ГАЗ-М-1-V8 (1938 год), ГАЗ-М-20Г (1950 год), ГАЗ-23 (1962 год) и ГАЗ-24-24 (1974 год). Последние две модели, к примеру, имели вдвое большую мощность, чем их гражданские собратья, и развивали до 200 км/ч. Однако выпущено их было очень мало, и до милиции скоростные модификации так и не дошли — все они использовались органами госбезопасности.

Вместо них МВД получило самый известный советский специализированный милицейский автомобиль, созданный на базе вседорожников ГАЗ-69 и УАЗ-469. Его скоростные характеристики были неважные — разве что гоняться за «Запорожцами». Однако для провинциальной сельской милиции, вязнувшей в грязи просёлков, лучшей машины просто не было. В городе же эти жёлтые с синей полосой автомобили, прозванные «луноходами», использовались в основном патрульно-постовой службой.

 

Прославились они благодаря своему заднему отсеку, в который милиционеры десятилетиями запихивали хулиганов и пьяниц. Прозванный «стаканом» или «собачником», он настолько тесен, что там с трудом помещаются два человека. Тем не менее подобные «собачники» до сих пор устанавливают и в новых моделях отечественных патрульных машин. Интересно, что в июле 2008 года Верховный суд Республики Коми признал перевозку задержанных в нём «унижающей достоинство граждан».

На Западе, а тем более в США проблемы решались путём усиленного финансирования полиции, которая смогла приобретать себе то, что считала необходимым. Широкий выбор автомобилей позволил давно отказаться от концепции единого полицейского автомобиля. Если взять полицию Соединенных Штатов, то их легковые автомобили можно условно разделить на три основные группы: патрульные (самые многочисленные), вседорожники (любимые машины шерифов мелких городков) и скоростные кары для больших шоссе. Действительно, такие известные марки, как Chevrolet Camaro и Ford Mustang, давно уже используются для преследования особо резвых нарушителей.

В Европе полицейским тоже приходилось догонять тех, кто пытался уйти от закона на спортивном автомобиле или мотоцикле. Поэтому в Германии, например, полиция уже несколько десятилетий сидит за рулём не только BMW, но и спортивных Porsche 911. Причём сегодня мощности стандартной модели оказалось недостаточно, была выпущена Porsche 911 Carrera S с двигателем, усиленным до 370 л.с. Он разгоняется до 100 км/ч всего за четыре секунды и может выжать на трассе до 300 км/ч. Впрочем, королём немецких автобанов станет не он, а недавно презентованный 730-сильный Brabus Rocket Police Car, выжимающий все 363 км/ч.

 

Их британские коллеги долго использовали 240-сильный Jaguar MkII, а сейчас всё ещё гоняют преступников на спортивном Aston Martin. Однако слава самых быстрых полицейских принадлежит, пожалуй, итальянцам, мобилизовавшим на службу самые «крутые» спорткары. Например, Lamborghini Gallardo, который скромно служит в дорожном патруле, а также выполняет не менее важную функцию по срочной доставке донорских органов, для чего в нём установлен специальный криоконтейнер. А в гараже римской криминальной полиции в свое время стояли Ferrari.

Однако самой интересной является новинка американской компании Carbon Motors, которая решила совместить в модели Carbon E7 быстроходность и безопасность. На ней установлен 300-сильный дизель, кстати, весьма экономичный (средний расход топлива всего 7,5 л.), который разгоняет машину до 250 км/ч. Отличают автомобиль от прочих бронированные двери и система кругового наблюдения, состоящая из видеокамер и установленных в салоне мониторов.

VIP-контингент и VIP-грузы
В России после того, как преступники настигнуты и арестованы, их следует перевезти в отделение, затем в СИЗО, потом возить в суд, этапировать в тюрьму. Разумеется, некоторые из них не против во время этого процесса «сделать ноги». Не заковывать же их в железо, как в старину! Поэтому вот уже почти сто лет, как существуют специальные автомобили для перевозки «особо опасных пассажиров».

Вначале, разумеется, преступник знакомится с отсеком для задержанных в машине патрульной службы или оперативной группы. В СССР это был вышеупомянутый милицейский «уазик», реже — микроавтобус, в котором помещение для арестантов было чуть просторней.

После оформления задержанного все его дальнейшие перевозки осуществляются специальным автофургоном, именуемым у нас «автозак». Кстати, в России их прообразы появились еще в XIX веке, когда фургоны, запряжённые лошадьми, перевозили воров. Прообразом такого транспорте можно считать и клетку, в которой привезли в Москву Емельяна Пугачева (?–1775).

Особо мрачную репутацию «автозак», прозванный «чёрный ворон», приобрел в 1937 году, во время массовых арестов в Москве и Ленинграде. Об этих зловещих машинах складывали самые разные мифы, среди которых было утверждение, что «автозаки» маскируют под хлебовозки.

Американские «автозаки» считаются самыми комфортными и ненадёжными. Действительно, обычный школьный автобус с приваренными на окна решетками вряд ли можно считать достаточно крепкой темницей. А вот из отечественного убежать куда сложнее.

Основные модели российских «автозаков» строятся на базе микроавтобусов ГАЗ-2005, УАЗ-3741 и автофургонов ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, ГАЗ-3308. Все они имеют одинаковую схему, отличаясь только размерами и вместимостью: отдельная или наглухо отгороженная кабина водителя и сопровождающего офицера, позади неё находится небольшое помещение для конвоя (два сидения), и далее за решеткой из толстых прутьев — помещение для заключенных. Существуют и особые «автозаки» для «VIP-заключенных», то есть для особо опасных, агрессивных преступников или тех, кому может угрожать расправа. В таких машинах устанавливают глухие одиночные камеры с дверьми из листовой стали.

Пару лет назад парк российских «автозаков» пополнился самым большим из них — огромным автофургоном Урал-43206. Он достаточно вместительный, чтобы забрать сразу большую партию заключённых, а условия транспортировки в нём наилучшие. Так, машина оборудована системой вентиляции камер, что очень важно для людей, по нескольку часов едущих взаперти.

А вот почти такой же фургон Урал-4320 перевозит уже не преступников, а милиционеров. Это уникальный транспорт, предназначенный для передвижения оперативных групп в условиях повышенной опасности — например, в «горячих точках». Его кабина и фургон выполнены по схеме бронекапсул и способны защитить стражей порядка от автоматных пуль и осколков. По расчётам, им будут не страшны даже мины.

Для защиты личного состава милиции или перевозки каких-то важных клиентов есть и другие бронированные и полубронированные автомобили. Например, СБА-21 (на базе автобуса ПАЗ-3205) и СБА-22 (на базе автобуса ЭЗСА-4217). Функции инкассаторских машин успешно выполняют СБ-4 и СБ-14 (на базе УАЗ Hunter), ДИСА-19121 (на базе «Нивы»), бронированные «Газели» СБ-5 и СБ-7, микроавтобус СБА-2М (на базе УАЗ-3741). Эта линейка автотранспорта не является классическими броневиками, у них есть лишь дополнительные (внутренние или наружные) вставки в бортах и дверях, а оконные стеклопакеты могут максимум задержать пистолетную пулю. Но этого достаточно, чтобы спрятаться за ними от выстрелов преступников, а потом достать оружие и дать отпор или нажать на газ и умчаться. А бронеавтобусы, по словам милиционеров, можно использовать даже в роли передвижных блок-постов.

В уличных боях
Первый исторический случай применения спецтехники в уличной войне произошел в 1916 году в Дублине, во время так называемого Пасхального восстания ирландцев. Английским полицейским и солдатам пришлось туго, однако на помощь им прибыли броневики — как серийные, так и импровизированные, собранные на скорую руку (в том числе на паровом ходу). Восстание подавили пушками и пулемётами, а опыт использования бронетехники изучили и затем применяли снова. Правда, большинство стран всё же воздерживались от того, чтобы садить очередями по народу, и полицеские броневики начали вооружать более безобидным оружием.

В 1931 году в Германии появился первый водомёт. Это был грузовик Mercedes, защищённый тонкими стальными листами и имевший башенку с брандспойтом. Булыжники пролетариата и кирпичи нацистов были ему нипочём, так что он спокойно въезжал в самую толпу и усмирял её струями холодной воды. С тех пор водомёты стали неотъемлемой деталью западного общества. Строили их малыми сериями или даже в единственных экземплярах, а конструкция не претерпела особых изменений: шасси грузовика, бак с водой на десяток кубометров, защищённая броневыми листами или решётками кабина. Вот только сегодня водяные пушки управляются дистанционно, из кабины, а в качестве дополнительной защиты от буянов используются слезоточивый газ и электрошокеры.

В СССР о водомётах знали только из выпусков новостей с «гнилого Запада» (хотя они были в ГДР), и только в 80-х годах они появились в Польше, а в начале 90-х и в республиках СНГ. Первенцем стал огромный «Тайфун-К», созданный на базе ракетного тягача. В 1994 году его сменили первые «Лавины» (на базе тягачей БАЗ-6953), а с 2006 года Варгашинский завод пожарного оборудования начал выпуск водомётных машин «Лавина-Ураган» (на базе Урал-53236). Помимо этого были закуплены израильские «RCU 6000-1 RU».

Там, где в полицию и милицию бросают не только камни, водомёты уже не помогают, и на горящие улицы выезжают специальные патрульные броневики. Самые безобидные из них предназначены только для транспортировки личного состава — как, например, российский «СПМ-2» (на базе ГАЗ «Тигр»), имеющийся в распоряжении московского ОМОНа. Эти тяжелые (7,6 тонн) машины будет явно не под силу перевернуть буянам, а солидное бронирование защищает их даже от автоматных очередей.

В «горячих точках», которые уже потушены, но ещё тлеют, используют бронированные машины боевого патрулирования. Их задача сводится к сложным, сопряженным с риском, но всё же полицейским функциям — и в этом заключается их отличие от боевых БТРов или другой армейской бронетехники. Наиболее известный представитель такой техники — бронированный «Хаммер». В настоящей войне это бесполезная машина, хорошая только для перевозки офицеров. Но для патрулирования улиц иракских городов он оказался идеальным.

В США была даже создана правительственная программа MRAP, предусматривающая постройку специальных машин для военно-полицейских функций, на что выделили уже миллиарды долларов. Среди созданной в её рамках техники — миноискатель «Buffalo» на базе грузовика «Mack», который проверяет обочины дорог перед проездом по ним американских колонн. А конкуренцию «Хаммерам» составил более защищенный (и более тяжёлый) патрульный броневик «International MaxxPro».

У России есть собственные разработки подобной техники. Ещё в 1997 году был собран первый экземпляр броневика КАМАЗ-43269 «Выстрел», внешне напоминающий послевоенные бронетранспортёры. Затем появился СПМ-3 (БТР-ВВ), в котором применили узлы и детали от разных российских грузовиков, панель управления от «Тигра» и подвеску с колёсами от БТР-90. Эта машина —  весьма комфортный бронированный микроавтобус (вместимостью 19 человек), но при этом вооружена крупнокалиберным пулемётом.

Современным конструкторам полицейских машин и транспорта особого назначения расслабляться не приходится. День за днём, реагируя на веяния времени, они придумывают, как сделать машину быстрой, безопасной и мощной — такой, от которой не скроется ни один нарушитель.

Сергей Кутовой

Оригинал статьи на www.vokrugsveta.ru



Оцените статью


стиль 0 актуальность 0
форма подачи 0 грамотность 0
фактура 0
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью