Увлечение подростков текстовыми сообщениями не приводит к снижению уровня грамотности. Напротив, постоянное использование привычных сокращений и слэнга способствует более уверенному и свободному взаимодействию с родным языком. К такому выводу пришли сотрудники Coventry University, изучив материалы масштабного исследования, в котором приняли участие 88 детей в возрасте от 10 до 12 лет.
«Использование детьми так называемых «текстизмов» не только развивает у детей способность к восприятию отдельных слов, но и благотворно влияет на формирование навыков чтения», – утверждают авторы отчета.
Вниманию участников исследования было предложено 10 различных ситуаций, после чего их попросили описать каждый сценарий в виде текстового сообщения. Позже ученые разделили используемые детьми «текстизмы» на несколько категорий (сокращения, аббревиатуры, символы и орфография) и провели сравнительный анализ текста со школьными письменными работами.
«Поднятая прессой шумиха по большей части основывается на популярных анекдотах» - считает доктор Беверли Плестер (Beverley Plester), преподаватель университета Coventry University и один из авторов исследования - «Мы изучили несколько десятков школьных сочинений и можем с уверенностью утверждать, что «текстизмы» встречаются в них крайне редко».
Скептикам просто не приходит в голову, что постоянное взаимодействие с текстом делает школьника более грамотным. А обнаруженные нарушения языковых норм нельзя считать орфографическими ошибками. Скорее эти нарушения стоит причислить к своеобразным лингвистическим играм, поскольку большинство детей осведомлены о правилах написания того или иного слова.
Материалы исследования британских ученых были впервые опубликованы в специализированном периодическом издании British Journal of Developmental Psychology. Любопытно, что другие группы ученых, ведущие параллельные исследования в том же направлении, пришли к аналогичным выводам. Так, ученым из University of Toronto удалось установить, что активные пользователи интернет-мессенджеров демонстрируют более высокий уровень владения родным языком, чем их менее продвинутые сверстники