«Русская рулетка» на белорусских каруселях?
06.03.2019
А произошло вот что. В Центральном городском парке имени Луначарского во время работы аттракциона «Ромашка» при подъеме оборвалось сиденье вместе с крепежной системой. В результате падения двое гомельчан — 37-летняя женщина и 49-летний мужчина — получили переломы позвоночника и грудной клетки.
Карусель «Ромашка» в городском парке работает с 1977 года. И хотя она накануне нынешнего летнего сезона прошла техническую проверку и получила допуск к эксплуатации, не исключается, что авария случилась из-за износа крепежной системы.
Как же так? Неужели это тот самый аттракцион, на который, выпросив у мамы рублик, за очередной порцией адреналина спешила когда-то и я с подружками?
«Вполне возможно, — ответил мне главный инженер УП «Городские парки Минскзеленстроя» Анатолий Сапраньков. — Ведь в Беларуси парк аттракционов изношен почти на 80 процентов. А такая техника, конечно, себя проявит — или коррозией, или стуком и скрежетом. И если человек на это закрывает глаза и заставляет ее работать, ничего хорошего не жди».
Надо сказать, что несчастья такого рода случаются ежегодно. Напомним, в Бресте на 4-метровой горке «Бобровая дорога» разбилась 21-летняя девушка. В столичном парке имени 50-летия Октября женщина вывалилась из люльки аттракциона «Вихрь». В Калинковичах на аттракционе «Центрифуга» из кабин вывалились три человека. Один из них получил черепно-мозговую травму и скончался. Как позже выяснилось, кабины не только не были оборудованы ремнями безопасности, но и вообще оказались разболтаны.
Особого резонанса в обществе это не получает. Даже статистика травм, полученных посетителями на аттракционах, не ведется. Ведь это же единичные случаи. К тому же, вспоминают некоторые, по статистике «Диснейленда», ребенок подвергается опасности по дороге в школу в семь раз больше, чем в парке.
И за «Вальс» платить не всем по силам
А, между прочим, срок службы аттракционов, выпускаемых в советские времена, ограничивался 10 годами, и правила их эксплуатации были разработаны еще в 1991 году Министерством культуры СССР. Нормативная база с тех пор не освежалась. Так что сегодня не мешало бы подумать о новой системе контроля безопасной эксплуатации аттракционов, которая рухнула одновременно с СССР. А пока здоровье (и жизнь!) посетителей парков зависит от честности и профессиональной компетенции самих карусельщиков.
Правда, созданное несколько лет назад предприятие «Городские парки Минскзеленстроя» пытается исправить ситуацию. Здесь находят специалистов и лаборатории, которые по сходным техническим возможностям механизмов способны осуществлять, если так можно выразиться, проверку техники. Ее проходит ежегодно каждый аттракцион, заверил Анатолий Сапраньков.
«Но сделать это непросто, — говорит Анатолий Владимирович. — Ведь срок эксплуатации многих качелей и каруселей — более 15 лет. Например, в минском парке им. М. Горького есть прогулочный теплоход, которому 24 года! А аттракциону «Спрут» уже 18 лет. Чтобы обновить этот парк, необходимы средства. А стоимость хороших аттракционов колеблется от 100 тысяч долларов до миллиона. Вот и пытаются наши ремонтники «продлевать жизнь» многим подобным сооружениям, иногда реанимируя совсем древние парковые раритеты. Например «Супер-8» работает в парке им. Челюскинцев 30 лет. И это при том, что купили его уже «бэушным»...
Но некоторые из таких объектов все же отправляются в «мир иной». Например, в нынешнем году в возрасте 40 лет списали качели «Фигурные лодочки». Они ушли на металлолом. Правда, на их месте все же возникают новые объекты. За последние два года предприятие приобрело 7 аттракционов. Это «Колесо обозрения» в парке им. М. Горького, «Дикий поезд», ряд других совершенно новых «развлекалок» для детей.
«Несчастье же может случиться из-за одной ржавой гаечки, — подчеркнул главный инженер. — И даже новый аттракцион не дает 100-процентной гарантии. Любой механизм может иметь скрытые дефекты. А чтобы быть уверенным в абсолютной безопасности аттракциона, нужно его разобрать до основания, обследовать каждый узел, каждую деталь, а затем заново собрать. Однако и специалистов, знающих толк в прочности «Лодочек» да «Паратруперов», у нас, можно сказать, нет. Их функции выполняют обладатели смежных профессий: электрики, слесари и другие. Вот и выходит, что эта сфера развлечений — забота исключительно владельцев каруселей и администрации парков. Конечно, ей хотелось бы заменить старье, к примеру, на «Вальс» (так называемые «ракушки»), который производит белорусское предприятие «Центр-8», — стоит аттракцион относительно недорого, — но и этих средств, особенно у районных, да и областных, парков недостает».
Кстати, нынче идет реконструкция парка имени Челюскинцев. Обещают, что здесь появятся благоустроенные дорожки, урны, лавки, шикарная ограда. «Но аттракционы из этого проекта выброшены. А когда дело доходит до печального события, каемся, что сделали не то», — сетует Анатолий Владимирович.
Весьма окупаемое удовольствие
В отличие от многих зарубежных стран, у нас к билету на аттракцион страховка не выдается. Да мы об этом и не задумываемся. Между тем индустрия развлечений во всем мире — одна из самых прибыльных сфер бизнеса, хотя этот бизнес в основном зависит от количества солнечных дней в году. судите сами. Цена билета на простенькую карусель сегодня в Минске стоит 1000 рублей (за 2—5 минут удовольствия). В столице проживает сегодня около 2 миллионов человек. И если каждый четвертый только один раз в год сходит в парк и один раз прокатится, сколько будет всего денег? Правильно! А если два раза, да на «Дикой горке», сеанс которой оценен в 2 тысячи 700 рублей? Слабо? А есть «экстрим» и подороже. Так что нетрудно подсчитать, какой доход приносят отдыхающие парку. При условии, что все посетители обилечиваются и деньги идут через кассовый аппарат. Правда, побывав намедни в парке им. М. Горького, я не заметила, чтобы было по-другому. Поразило совсем иное. Во-первых, почему и для детей, и для взрослых одинаковая стоимость билетов? А, во-вторых, почему попрыгать на «надувашке» стоит почти столько же, сколько прокатиться на электромобиле? Весьма, весьма окупаемое удовольствие...
И все же в городской парк с очередной премии я младшего брата поведу. Ведь «Американские горки», которые несутся с сумасшедшей скоростью, можно обойти стороной. Зато брат покатается вдоволь на электромобиле! И польза будет, и от «русской рулетки» застрахуемся.











Оставьте свой комментарий