«Не мысли плотски, иначе ты пребудешь во плоти, а мысли символически, и ты станешь духом».
Иисус – Никодиму. Новый завет.
Творчество великого испанца Сальвадора Дали, как и его жизнь, всегда вызывает неподдельный интерес. Его картины, во многом непонятные даже искусствоведам, привлекают внимание оригинальностью и экстравагантностью. Кто-то навсегда остается зачарованным в поисках «особого смысла», а кто-то с нескрываемым отвращением говорит о душевной болезни художника. Но отрицать гениальность не могут, ни те, ни другие.
Прошло много времени после смерти великого испанца. Но искусствоведы, психологи, психиатры и сексопатологи до сих пор пытаются разгадать и прочесть его картины. Проникнуть в тайный мир Сальвадора Дали. Понять, что же означают те или иные символы и образы в его творчестве.
Многие из своих образов Сальвадор Дали использовал многократно. Художник придумал своего рода сюрреалистическую иконографию. Из его образов-икон картины слагаются, как текст книги из 2—3 десятков букв. Постоянно повторяющиеся в изменяющихся ракурсах и интонациях, они каждый раз несут новую смысловую нагрузку.
Нет ни одной детали, которая была бы случайной в картинах великого испанца и не имела никакого смысла. Имея знания о значении символов в подсознании человека, воспринимая их интуитивно, художник зашифровал собственное душевное состояние, эмоции и чувства на холсте.
Даже случайно брошенный взгляд любопытного наблюдателя может разделить все творчество Сальвадора Дали на несколько этапов. А вся иконография складывается в соответствующие группы символов. Я не углублялась в исследования, проводимые историками, психологами и сексопатологами. Ибо их точка зрения — это всего лишь гипотеза и предполагаемая реальность. Каждый человек имеет возможность вынести свою правду.
Костыль. Символ импотенции. Дали считал, что все великие люди были импотентами. Только те, кому секс дается с трудом, могут создавать фантастическую музыку и гениальные картины. Все прочие способны производить лишь эмбрионы.
Саранча.С детства Дали панически боялся саранчи. Само упоминание о насекомом вгоняло художника в дрожь. Однажды, когда одноклассники принесли саранчу в класс, он в ужасе выпрыгнул из окна второго этажа.
Текущие часы. Символ современной концепции относительности времени. На всех остальных картинах, где изображены мягкие текущие часы, время показывает 6 часов.
Башни. Образ башни встречается в картинах художника очень часто. Он рассказывал, что подростком мастурбировал на своем чердаке, наблюдая, как солнце золотит башню Сан Пере — церкви, где его крестили. Интересно, что за скрытую натуру сюрреалисты называли Гала (жену Дали) «башней». Некоторые исследователи, считали это образом умершей матери художника.
В 2005 году в свет вышла монография Игоря Поперечного «Игра разума Сальвадора Дали». Интересный подход к оценке творчества художника.
Об этом художнике можно прочесть много литературы, изучить его творчество, разобраться в символах, выучить наизусть афоризмы. Но, живопись невозможно прочесть или разгадать. Ее нужно почувствовать и впустить в себя. И главное, оставить место для загадки, нового впечатления и открытия. Ибо мир живописи — это бесконечная история о человеческой душе и бессознательном…