Я сразу вспомнил про его отменный стиль в «Невыносимой легкости бытия». Наверное, сейчас это лучшее из того, что смог прочитать. Хотя, если сам автор говорит, что его книга «Бессмертие» не может оставить его спокойным, думаю, стоит прочитать и ее.
В «Невыносимой легкости бытия» есть несколько моментов, которые заставляют понять, насколько мастерки Кундера обращается со словом. Он может воедино рассказывать сюжет и говорить свои мысли. В момент уйти в воспоминания, а потом остановиться на детали, как это было с цифрой шесть.
«Невыносимая легкость бытия» - само название стоит небольшого разбора. Легкость, неужели она может быть невыносимой, а оказывается так. Когда смотришь на четырех человек, которые составляют основу героев произведения, понимаешь, как их жизнь заворачивается в неповторимые узлы, которые с легкостью распутываются, но они ранят и причиняют внутреннюю боль. Каждый из них – это душевная рана. Например, измены Томаша с Сабиной – это рана на теле у Терезы. Она готова быть с ними рядом в моменты их любви, но только этого не может быть.
У каждого своя жизнь. В ней есть место на ошибки и место моментам, которые мы можем вспоминать как можно чаще. Стоит только задуматься, что Томашу сперва было хорошо с Терезой, он даже пошел против своих правил, но его жизнь состоит из «эротических дружб». Он не может ничего с этим поделать, хотя в некоторых моментах страдает от того, что с ним нет рядом Терезы, но это только минутные чувства. В душе он знает, что его жизнь всегда будет полна эротических действий.
Мне кажется, что «Невыносимая легкость бытия» - это четыре жизни героев, которые время от времени переплетаются. Но они совершенно разные и никто не может сделать свой мир приятным для него. У каждого есть свои проблемы, принципы, которые разочаровывают других. Особенно если просматривать то насколько переплетена их любовная жизнь, создается впечатление, будто эта четверка словно небольшие паучки вместе плели паутину, время от времени встречая друг с другом в постели.
Еще в одном из интервью Кундера сказал: «Когда я был маленьким мальчиком в коротких штанишках, я мечтал о волшебной мази, которая бы сделала меня невидимым. Потом я стал взрослым, начал писать и хотел стать успешным человеком. Теперь я преуспеваю – и хотел бы, чтобы у меня была мазь, которая бы сделала меня невидимым». В душе Кундера возвращается к детству. Есть момент в «Невыносимой легкости бытия», где сенатор приезжает к Сабине. Он обводит четырех детей руками и говорит, что именно их он называет счастьем. Дальше идут рассуждения Кундеры о том, насколько это ошибочное мнение. Ведь если бы они начали его бить, он перестал бы так считать. Сразу вспоминается момент, когда говорила о детях Тереза. Она благодарна Томашу за то, что он никогда не хотел иметь детей. Сразу складывается двухстороннее отношение к детям со стороны Кундеры.
Еще одна линия в романе – это вторжение советских танков в Чехословакию. Это он показывает через жизнь Терезы, которая доставляет фотографии зарубежным журналистам. Через ее глаза, чувства и работу, он показывает моменты оккупации. Но как оказывается оккупация – это еще один момент, который сперва разлучает героев, а потом дает им шанс вновь быть вместе.
Кундера мастер мелких деталей, которые он проносит через весь роман. Это томик Толстого «Анна Каренина», а затем это собака, которую называют Карениным. Все это вплетается в общую картину, которую Кундера выстраивает словно режиссер в своем очередном фильме. Каждая глава – это детальное описание чувств, энергично сплетающихся с обстоятельства, в которые попадет герои.










