Специфика изучения физики иностранными абитуриентами связана с языковым барьером. Разноязычность, отсутствие унификации терминов и обозначений физических величин, разные мировозренческие установки создают трудности в усвоении курса физики для п/о.
Традиционные методики обучения физике на подготовительном отделении (п/о), используемые для русскоязычных абитуриентов, не применимы для иностранных граждан.
Специфика изучения физики иностранными абитуриентами связана с языковым барьером. Хотя все они изучали физику в полном объеме на базовом уровне, но разноязычность, отсутствие унификации терминов и обозначений физических величин, разные мировозренческие установки, связанные с различными религиозными убеждениями, разная психология восприятия учебного материала и разный опыт его изучения и другие особенности создают трудности в усвоении курса физики для п/о.
Мы поставили перед собой задачу разработать психологодидактические основы изучения физики на п/о для иностранных граждан.
Система работы на п/о включает в себя следующие компоненты:
1. применение диагностического тестирования с целью определения первоначального уровня усвоенных знаний;
2. формирование малых групп слушателей по родственным языкам и выявленным уровням подготовленности;
3. составления терминологического словаря в многоязычном варианте;
4. разработка для слушателей особых дидактических конспектов содержания учебного материала по физике и их использование на каждом задании:
5. введение новых организационных форм учебных занятий по физике (круглый стол, коллективное чтение, проговаривание и обсуждение дидактических текстов).
В докладе характеризуется следующая концепция конструирования дидактического пособия по физике для слушателей. Содержание учебного материала по физике должно быть представлено таким образом, чтобы одновременно удовлетворять двум противоречивым требованиям: генерализации материала (выделение основного) и минимизации его объема.
Мы выделили следующие психологопедагогические принципы конструирования дидактических материалов по физике для изучения иностранными гражданами:
1. совмещение дидактических конспектов и рабочих тетрадей;
2. равнозначность текстовой и иллюстративной информации;
3. увеличение информационной емкости с помощью разных видов кодирования информации;
4. текстовая организация учебной деятельности слушателей по усвоению предъявленного содержания;
5. максимальная адаптация содержания программ по физике, русскому языку и другим предметам.
А. Короткий
/* ?>*/ ?>