О том, что в Днепре (Днепропетровске) в Амур-Нижнеднепровском районе существует парк необычной скульптуры, я узнал два года назад практически случайно — из короткого фоторепортажа в ныне закрывшемся журнале «НАШ». Визит туда все откладывался, пока наконец этим летом, в очередной приезд в город, я не сел в маршрутку и не отправился через Железнодорожный мост на левый берег Днепра, в микрорайон под названием Клинчик.
Местность эта — обычное для окраины смешение поселка и города. Своеобразное гетто с обманчиво сонным (Амур имеет славу самого криминогенного района в Днепре) ритмом жизни. Все как всегда: блеклый пейзаж, пыльные дороги, незаметные дома. Но на углу улиц со звучными названиями Декабрьская и Отечественная серость резко прерывается.
Парк Живых и Мертвых. Настоящая вспышка цвета. Ярко раскрашенные скульптуры. Некоторые в два-три человеческих роста. С одного края — высоченные казаки, старуха Шапокляк, крокодил Гена, Емеля на печи, Старик и Старуха из пушкинской сказки, колобок и лисица и множество других сказочных характеров, на другой стороне парка — солдаты Второй мировой, причем не только в героических позах, но и раненые, и стреляющие сидя из пулемета, и даже лежащие убитыми в траве. Ближе к центру — дева Мария над распятым Христом, волхвы, архангелы, Магдалина, массивные римские воины в оранжевых доспехах, и рядом — целая цыганская семья, кузнец-рома с табличкой «ей-богу, сделал пять!» Недостроенный «Органный зал» с барельефами, повторяющими наиболее известные мировые картины на библейские темы — от Рафаэля до Врубеля. Особняком на поляне — инопланетная летающая тарелка, из-за кривых ножек похожая на танцующую цементную медузу. Настоящий карнавал эпох, экскурс по мифологиям, формирующим массовое постсоветское сознание.
Большинство фигур выполнены довольно грубо, с самыми общими, приблизительными контурами тел и лиц. Однако все необходимое раскрашено и дорисовано: костюмы, лица, зачастую даже ноги. Поражает тщательность прорисовки деталей костюмов — указана даже строчка, выписаны тонкие узоры на рукавах; броские цветовые акценты парадоксально напоминают о новейших течениях в послевоенном искусстве наподобие поп-арта. Еще одна эффектная черта — необычность некоторых мизансцен: крайне выразительна фигура женщины с раскинутыми руками, закрывающей собой со спины группу из трех воинов с флагом, запоминаются распятый Христос, лежащий у ног девы Марии, фигуры павших, медсестра, перевязывающая солдата с винтовкой.
Автор: Дмитрий Десятерик
Источник: rusrep.ru