В переводе с английского мерчандайзинг означает «планирование и стимулирование сбыта». Специалист, занимающийся этим видом деятельности, отвечает за увеличение продаж в магазинах, достигаемое правильной выкладкой товаров и организацией рекламы непосредственно в торговых залах. Окончательное решение приобрести тот или иной продукт покупатель, как правило, принимает именно в магазине, причем зачастую это заранее не запланировано. У вас словно срабатывает импульс: увидел вещь - решил купить. И здесь очень важную роль играет правильная подача товара (где он лежит, хорошо ли его видно, удобно ли его брать, что о нем известно, есть ли реклама). Задача мерчандайзера - заставить человека сделать как можно больше покупок.
Для осуществления этой цели служат такие средства, как рекламные носители (например, пакет сока размером в два квадратных метра); подсветка, разнообразные стойки, полочки и прочие приспособления; рекламные акции.
Покупатель, как сорока, падок на все яркое, броское, его взгляд невольно привлекают известные бренды и плакаты со словом «распродажа». Поэтому потребительским спросом управлять реально, но для этого требуется немало усилий, в том числе мерчандайзеров. Мерчандайзеру приходится работать с отчетами, складскими документами, поэтому внимательность и аккуратность для кандидата просто необходимы. Большую роль играет увлеченность своим делом и определенная степень азартности. Если вы искренне радуетесь росту продаж и в свободное от работы время готовы придумать уйму рекламы, а заходя в магазин, первым делом изучаете расположение товаров на полках, - эта профессия для вас. Скромность мерчандайзера не украшает. Вы должны уметь привлекать внимание людей и к своему товару, и к собственной персоне.
Нужно сделать так, чтобы процесс приобретения превратился в увлекательное путешествие по магазину, полная корзина покупателя - вот цель работы мерчандайзера. А методы для её достижения можно использовать любые (по согласованию с администрацией магазина). Хоть песни пойте у прилавка, если это помогает увеличить объём реализуемой продукции. Эффективность работы хорошего мерчандайзера может доходить до ста и более процентов увеличения объёма продаж конкретного товара. Такой специалист может менять покупательские предпочтения, постепенно приучая людей к новым видам продукции и малоизвестным торговым маркам.
Какие ещё функции может выполнять мерчандайзер? Помимо рекламы он отслеживает складские остатки и судьбу завезенных в магазин товаров (например, продукты, поступившие вчера, нужно выставить на продажу до того, как начнут продавать те, что доставили сегодня), сроки их годности. Он может принимать участие в подборе ассортимента. Мерчандайзинг не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются по карьерной лестнице дальше. Можно стать супервайзером (руководителем группы мерчандайзеров), сотрудником отдела маркетинга - отличный старт в области продаж. Умение общаться и быстро ориентироваться в ситуации всегда пригодятся. Общие принципы продаж в разных компаниях не так уж сильно различаются, поэтому, если есть опыт и навыки, сменить место работы нетрудно. Выгодно трудиться в крупных сетевых магазинах (и дел хватает, и оклад неплохой, и шансы на карьерный рост тут выше: такие магазины обычно требуется персонал разного уровня).
Если вы не поленитесь изучить теорию и получить высшее образование, вас с удовольствием возьмут на более высокую должность. А став, допустим, хорошим менеджером по продажам, вы сможете получать достойные деньги. Так что, если обнаружили в себе необходимые качества, - дерзайте!