Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Ассоциации

Ассоциации

Автор: Гугнин Константин

05.01.2020

Просмотров: 549


Бывают моменты, когда, делая что-то очень знакомое, что не требует особого внимания, словно отрываешься мыслями от реальных событий и обстановки. И уносишься в области, с ними не связанные, как теперь говорят «ни разу». И тогда сознание заполняют образы и ощущения, будто пришедшие из другого мира или времени. И, уподобясь былинному Баяну, то возносят под облака, то погружают в глубины вод, заставляют бродить где-нибудь среди горных лугов или погружаться в пещеры, да мало ли куда еще могут увлечь нас такие внезапно возникшие ассоциации…


... День склонялся к западу... Время неумолимо утекало... Песок, сыплющийся сквозь пальцы - вот что это было. Или... ну, например, ветер над степью. Да-да! Над Великой Степью всегда ветер. Он, как и она сама, вечен. Они вместе видели все. Все, что проносилось над этой прокаленной безжалостным солнцем землей. Они помнят многое и многих...


Это ощущение посещает меня всякий раз, когда, застигнутый начинающимся закатом, останавливаюсь где-нибудь на кургане и смотрю на огромное огненное солнце. Оно величественно повисает над пылящим горизонтом, над недалекими селами, погруженными в море древесных крон, и отражается в спокойных зеркалах ставк?в.


Ах да, ставки?, эти рукотворные озера. Они раскинулись тут и там, внося в эту бескрайность сухих равнин разнообразие. И свежесть, и мягкость красок, и птичье пение в камышах, и плеск волн. Туда, где раньше слышались лишь оглушительный стрекот цикад и кобылок. И цокот копыт конницы по убитым до каменной твердости дорогам.


И сколько ее пронеслось по ним за тысячи лет. И кто знает, может быть, мы еще услышим ее, когда рухнут башни мегаполисов, иссякнут запасы недр. И все снова вернется к тому, от чего начало свое движение: к мотыге и плугу, водяным и ветровым мельницам и двигателям для заводов, машинам на угле, где он остался, и дровах (там, где их можно добыть), а то и на биотопливе. Реальные энергетические ограничения потребуют быстро искать новые источники и пути добычи энергии. И тут поневоле вспоминаются соответствующие кинофильмы и книги типа «Стрелка» Стивена Кинга… Такое, как пыльный вихрь, бывает, проносится в голове, когда смотришь на закат…


Мы сидели среди зарослей дерезы на вершине холма. Мой молодой спутник расположился, скрестив ноги, рядом. Теплая земля приятно и с любовью держала нас на своей ладони. Мы устали. Он был раздражен и требовательно заявлял мне об этом. Но я был непреклонен:
- Сядь! Посмотри на этот закат. На степь. Больше ты нигде такого не увидишь...


Насупленный, с неохотой он подчинился. И вот теперь сидит рядом, подобрав пятки под себя, выпрямившись и молча оглядывая открывшийся перед ним вид.


Солнце летело своим путем, этот венец огненных волос Даждьбога, на колеснице несущегося по небесной трассе… Эх, и фантазия же была у наших предков. Завораживает, заставляет уважать и задуматься. О чем? О том, например, что, преклоняясь перед мощью богов, они все же наделяли их постижимыми человеку качествами. Это, конечно, обычно для древних народов. Но у всех такое очеловечение проходило по-разному. И вот мы, в отличие от наших родственников эллинов и германцев, не делали их по-человечески слабыми перед земными, в сущности, страстями. Славянские боги мне кажутся по-северному суровыми, строгими, добродетельными…

Такие и подобные ассоциации возникают в минуты какого-то ожидании, в пути, в созерцательном настроении. И направление движения мысли может быть самым разным. Вот эти цепочки ощущений и образов замелькали в моей голове во время очередной паузы на съемочной площадке, когда мы остановились на полушаге, подчиняясь завихрениям мысли режиссера или кого-то еще из съемочной группы. В такой момент будто повисаешь в невесомости: не знаешь ни сколько еще нужно будет отрабатывать эту сцену, ни сколько вообще будем продолжать съемку. А время то уходит, на улице все темнее, вечер становится поздним. Хотелось скрасить ожидание. Пусть даже и размышлениями. А еще лучше – записанными размышлениями. Вот и стянул с одного из бутафорских офисных столов бутафорский же документ и стал писать. Ассоциации.
Они во всем. Часто мы их просто не замечаем, считая неотъемлемой частью мыслительного процесса. И так оно и есть. Вся память строится на том, что мы что-то с чем-то сопоставляем. Без этого запоминание стало бы невозможным. Они же связывают наши текущие ощущения с прошлыми впечатлениями. А иначе бы то, что происходит с нами теперь из-за его б?льшей значимости прочно вытесняло знания и опыт, полученные в прошедшие годы. Когда я несколько лет жил вдали от своей страны и своего города, достаточно было увидеть хоть что-нибудь, в чем бы было пусть мимолетное сходство с привычной обстановкой, с тем, что казалось уже безнадежно утраченным, как прошлое оживало. В памяти оно становилось реальным: виделось, его можно было услышать, оно наполняло меня цветами, запахами, прикосновениями и всем, что составляет мою жизнь. А запускался это механизм «оживления» любым раздражителем. Это могли быть случайно услышанные звуки, сочетания слов, дым костра, яркое солнце в зимний день, или, наоборот, метель зимним вечером


Иногда даже казалось, что по ходу жизни многое повторяет то, что уже бывало когда-то, будто некоторое событие преследует меня, воплощаясь в разных местах и с разными людьми.


А может быть, правы те, кто говорит, что мы сами конструируем жизнь, создавая мысленно образы ситуаций, событий, реакции людей на наши поступки? То есть, получаем то, что и ожидаем получить.


Или есть доля истины в предположении о том, что в разных людях, из разных мест, разного возраста, друг друга не знающих, проявляется разум, словно распыленный между ними и заставляющий говорить, а может быть, и делать одинаковое в сходных ситуациях? Я встречал такое. При общении с ними может показаться, что это актеры, играющие кем-то написанную пьесу.


В школьные годы, помню, меня привлекла и заинтересовала идея, прочитанная у фантаста Аматуни. Сущность ее такова: мы помним не только то, что видели сами, но и то, что переживали наши предки до самой глубокой древности. Обычно эти воспоминания похоронены где-то в глубоких слоях долговременной памяти. И только в особых случаях или в снах они, опять же под влиянием ассоциаций, вырываются на поверхность. Если принять эту гипотезу, то становится понятно, почему людям, оказавшимся впервые в незнакомом месте, временами кажется, что они здесь уже были. Пусть даже и давно. Они словно узнают этот город или село. И, возможно, они действительно были здесь. Только не лично в своем физическом облике, а, как бы, воплотившись в своего предка, чью память им удалось прочесть. Или, опять же, был человек, разум которого входит в надличностную сеть, а впечатления «расшариваются» для использования всеми участниками сети.
Недавно были озвучены сведения о том, что спецслужбы владеют техникой внушения на расстоянии и имеют необходимые для этого излучатели-генераторы. Воздействию генераторов могут подвергаться не только отдельные люди, но и целые деревни, поселки, районы городов, а может, и б?льшие площади. При этом у подвергшихся такому пси-облучению людей появляются устойчивые галлюцинации, страх, паника, суицидальные побуждения. Все это может закончиться смертью. Крайние формы проявления действия генератора пси-излучения наблюдаются, конечно, в тяжелых случаях. Но это доказывает то, что это возможно. В легкой же форме будет внушение некоторого психического состояния, настроения, образа, а может быть, и отчетливой мысли или группы мыслей, убеждения в чем-то. А отсюда недалеко и до проявления эффекта «сети разумов», правда, пока с односторонней связью. Но даже и это хорошо для политтехнологов, для операций спецслужб, террористических групп. Таким образом, уже не нужно использовать специально подготовленных бойцов и армию, когда само гражданское население может выступить орудием для достижения, например, нестабильности в каком-то регионе, провоцирования напряженности в обществах и даже гражданских войн. А после этого достаточно только ввести миротворческие силы, и нужная территория окажется под контролем.
Известно теперь и о существовании практики подсознательного программирования. Самый простой пример – 25-й кадр. О нем все знают. Есть и более сложные способы введения в сознание нужной программы, методы более тонкого и скрытного запуска ее в работу. Внешне ничто не выдает того, что личность перед нами, на самом деле – роль, которую неосознанно играет человек, скрытая программа в котором включена. А это может быть сделано, например, мимоходом услышанной кодовой фразой или изображением, содержащим ключ. В этом состоянии человек может начать совершать несвойственные ему поступки. В том числе, это и необъяснимые самоубийства, и «шахидство». Инстинкт то самосохранения отключен.


Так свободны ли мы? Или нами управляют? Делаем ли то, что хотим сами или выполняем чью-то волю? Ведь даже простая реклама на самом деле не так уж и проста. И простые, вроде бы, слова, но тщательно продуманные и подобранные, безошибочно летят в цель, заставляя совершать выгодные кому-то действия. Формируют наше мировоззрение, вкус, стиль жизни. В наше время средства информации, кино, реклама – самый мощный обучающий и воспитательный инструмент. В них человек ищет информационную опору для своих мыслей, источник экспертных заключений и авторитетных мнений. И недалеко то время, когда именно «гуру» из средств информации станут возводить на президентство и свергать, звать людей на разного рода «священные войны» и устанавливать ценностные ориентиры...

…Ассоциации… Далеко же они могут нас завести. И сколько нечаянных тем и вопросов могут поднять из глубины сознания. Аккуратно нужно с ими обращаться. Осторожно…



Оцените статью


стиль 0 актуальность 0
форма подачи 0 грамотность 0
фактура 0
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью