Фоторепортажи




Кто изобрел самых лучший стул в мире?

Северный и южный русский костюм.

Автор: Редакция YouSmi

02.02.2010

Просмотров: 5216


Женские русские народные костюмы в северных и центральных губерниях России подчеркивали серьги с жемчугом и украшениями из золота и серебра и перламутра. Жемчуг также  вплетали в косу.


С конца 19-го и начала 20-го века сарафан в Архангельской, Вологодской, Московской и Смоленской губерниях представлял собой одежду из домотканых тканей - льнах и шерсти с вышитыми на них узорами.
Не менее распространенными были сарафаны из одноцветной красной или синей ткани, с узорами цвета индиго и домотканой пестрой клетчатой ткани. Носили их с льняными рубашками, также  богато вышитыми и украшенными декоративными узорами.


В некоторых губерниях  девушкам можно было надевать  рубашки без пояса и без сарафана. В будние дни девам вполне можно было одеться в длинную рубаху с богато вышитым подолом.


Вышитые сорочки северных крестьян до сих пор остаются образцами высокого художественного промысла и народного творчества. Не менее богаты и разнообразны по своей красоте вышитые халаты на севере России. Мужские русские народные костюмы не менее красочны, чем женские!


Среди мотивов наиболее часто встречающихся в северной вышивке преобладают птицы, лошади, деревья, женские фигуры  - эти традиционные образы русского народного искусства с глубоким содержанием и символическим значением.


Смысл этих вышивок был связан с языческим видением окружающего мира славянами: борьбу сил природы, мироздания, сил добра и зла. Птицы должны были принести человеку радость, свет и добрую волю; в лошади запечатлевали образ солнца, а дерево служило символом древа жизни.


Одежда юга России - понева.


В русском костюме рубаху редко носили отдельно: в северных губерниях России сверху надевали сарафан, а в южных надевали поневу.


Понева представляет собой юбку из трех полотнищ шерстяной ткани, стянутых на талии плетеным пояском. Её носили только замужние женщины. Понева очень древняя одежда. Упоминание о ней  встречается в письменных источниках домонгольского периода. Поначалу слово понева обозначало отрез ткани или покрывало. Ткани для понев брали собственного изготовления преимущественно из шерсти овцы и из конопли. Чередование шерстяных и конопляных нитей создавало узорчатый рисунок плетения ткани.

 

Поневы делились на праздничные и будничные. Будничные отделывались снизу  полоской  тесьмы. В праздничных поневах большое внимание уделялось нашивке по подолу. В ней  демонстрировалось  все богатство отделки.

Поневу носили замужние женщины. В народной памяти она стала символом  бабьей кабалы и вечного хомута. Фигура женщины в поневе казалась более полной, чем в сарафане. Полнота для крестьянки означала здоровье, и способность работать без устали.

Русский национальный костюм

Совершеннолетие девушек отмечали обрядом «загонять в поньку».  На совершеннолетие на девушку подруги надевали поневу. Во время свадьбы понева на женщину надевалась окончательно. Поневы молодой женщины до рождения первенца считались самыми красивыми. После венца на молодую надевали такую фривольную поневу с «хвостом» из красного шелка, бахромы и даже с бубенцами.


Орнамент поневы создавали на основе четко определенного ритма горизонтальных полос, и контраста цветов. Орнамент продолжался на грудь и спину - "Крылья". В этой одежде фигурой крестьянки выглядели торжественными и монументальными. Рубашки вышивались красной нитью геометрическими узорами.

Костюм южных районов России

В костюмах юга России превалирует красный цвет, который в северных и центральных губерниях используется только для праздничных одеяний. Словом "красное в сознании русского народа отождествляется с  с "пре-красно-е", то есть "красивое ".

Русский народный костюм для девочки


Сочетание красного и белого обнаружено в орнаментах, извлеченные из древних курганов славян.  Любовь к красным цветам отмечается в выборе красной набивной ткани для одежды и шалей.
В холодное время года под теплой одежды носили более скромное платье. Например теплая верхняя одежда воронежских женщин сделана из черного сатина с тонким ручным орнаментом, украшенным яркими цветными полосами. В дополнение к этому надевали теплый шерстяной платок с ярким рисунком .

В отличие от северных  мотивов народного рукоделия, в южных губерниях изобиловали геометрические узоры. Они гармонировали с общим стилем самого архаичного из всех форм южного русского костюма.


Развитие текстильной промышленности и городского мода не могла не повлиять на патриархальный уклад жизни в  деревне и  крестьянскую одежду.


Это нашло свое отражение прежде всего в разнообразии тканей и одежды: хлопчатобумажная ткань начала конкурировать с льняными и конопляными, яркие рисунки фабричной ситцевой ткани замещали домотканые полотна. Под влиянием городской моды в период 1880 по 1890 год обычным женским деревенским костюмом стала юбка и блузка из той же ткани. Появились рубахи нового типа с «коромыслом». Верхняя часть этой рубахи - "рукава", были сделаны из бязи или красного ситца. . Традиционные головные уборы постепенно уступили место  хлопковым и узорчатым платкам. Красный и индиго шали и платки с яркими цветочными узорами стали особенно популярны. В конце 19 - начале 20 века русский костюма начал терять свои традиционные локально цветные формы.



Оцените статью


стиль 3 актуальность 3
форма подачи 4 грамотность 3
фактура 3
* - Всего это среднее арифметическое всех оценок, которые поставили пользователи за эту статью