После принятия Федерального закона 94 - ФЗ, который регулирует нормы и правила государственных закупок, возникло множество вопросов. Добросовестные поставщики и заказчики столкнулись с серьезными проблемами.
До принятия 94 - ФЗ в сфере государственных закупок царил произвол. Только в 2006 году, после вступления закона в силу, наметился позитивный сдвиг. Госзакупки показали свою состоятельность. Этот закон упростил экономические процедуры и сделал процесс прозрачным, открытым и конкурентным.
- Разрабатывая 94 - ФЗ, создатели пытались сделать систему универсальной и гибкой. Контроль и управляемость процессами планировалось упростить и сделать легче. Но на деле применение обобщающей методики и отсутствие индивидуальных поправок привело к большому количеству проблем. Государственные заказчики и поставщики столкнулись с издержками и несовершенством системы.
- Рассматривая основные положения закона можно заметить, что он создан для совершенной модели экономических взаимоотношений и для определенного типа рынков, который охватывает большую часть сегмента, но не является единственным.
- Госзаказ страдает от разного рода проблем. Основной из них является риск, связанный с неисполнением или недобросовестным исполнением контрактных обязательств и вытекающих из этого издержек. Разработчики законодательной базы проекта убеждены, что использование суда в разрешении конфликтов - необходимая и достаточная мера для возмещения потерь.
- К сожалению, денежные компенсации не всегда могут возместить временные потери. Госзаказчик находится в бюджетных рамках, и это усложняет процесс. Еще одна проблема касается доказательства состоятельности и качества научных, творческих и исследовательских работ. В судебной практике подобные споры очень редко решаются в пользу истца. Также на многих технологичных рынках обновление продукции и постоянное снижение цены пагубно влияет на уровень потерь в процессе судебного производства. Фиксация стоимости и технических показателей может увеличить расходы в несколько раз, в худшем случае товар теряет актуальность. При самом благоприятном и положительном решении суда избежать потерь сложно.
- Для минимизации рисков при совершении закупок сложных товаров предлагается использовать учет репутации и квалификации поставщиков. Зарубежные специалисты обсуждают данную тему и механизмы совершенствования. Рационализация процесса основывается на практических и научных исследованиях, что приводит к обоснованным конкретным рекомендациям. Такие поправки помогают оптимизировать ценовые и качественные критерии. Использование разграничения и конкретики позволяет применять систему для рынков с разными типами услуг и товаров. При изменении различных условий контрактные обязательства адаптируются в рамках договора на основании действующих механизмов, которые используются во всем мире.
- Слабая эффективность закона 94 – ФЗ обусловлена отсутствием использования зарубежного опыта. Результат: в мировой практике существует в два раза больше способов закупок, чем в России.